ПРОСТРАНСТВО В ПОЗНАН��
Построение зримой действительности, по Кассиреру, начинается с разделения текучих и безразличных рядов чувственных феноменов; в потоке явлений устанавливаются определенные единства, образующие прочные средоточия ориентировки, и каждый отдельный феномен получает отныне свой смысл лишь через связь с этими центрами. Рост «объективного» познания с каждым шагом расширяет этот процесс; особенно важную роль играет здесь разложение феноменального мира на презентативные и репрезентативные моменты, позволяющие определять субстанциальные единства, связующие изменчивые явления, также и как пространственные единства. Вещь получает свою определенность лишь через установление ее «места» во всем окоеме пространства, каждая вещь действительна прежде всего в силу этого места; ее индивидуальность, говорит Кассирер, покоится на том, что она есть пространственный «индивидуум». Проблема вещи-свойства приводит, таким образом, к проблеме пространства.
«В каком отношении, — так формулирует Кассирер основную свою задачу, — находится проблема пространства к общей проблеме символа? Есть ли пространство, «в» котором нам предстают вещи, некая простая зримая данность, или, быть может, оно является плодом и результатом процесса символического формирования?» (3.166–167). Здесь, в этом вопросе, считает Кассирер, центр тяжести проблемы смещается от натурфилософии к культурфилософии, ибо «пространство» оказывается в круге проблем общей «феноменологии духа». � хотя традиционной психологии и теории познания чужда сама постановка проблемы пространства как «символической формы», все же история теорий пространства выявляет некий общий признак, характерный для самых различных концепций: «рационалистических» или «сенсуалистических», «эмпиристических» или «нативистических» — понятие знака. Таковы, по Кассиреру, учения о пространстве Кеплера и Декарта, впервые положившие основу для математически точной трактовки проблемы; таковы, по его мнению, и «Новая теория зрения» Беркли, ставшая исходным пунктом «физиологической оптики», и все новейшие учения вплоть до Гельмгольца и Геринга, Лотце и Вундта. Краткий исторический экскурс, как всегда, предваряет и здесь ответ самого Кассирера.
Анализ понятия пространства у Декарта теснейшим образом связан с его анализом понятия субстанции; между ними наличествует методическое единство и корреляция. Картезианская метафизика определяет «вещь» (эмпирический предмет) через ее чисто пространственные определения; единственно объективным предикатом ее является протяженность по длине, ширине и глубине; все прочие свойства предмета растворяются в этом предикате. Но между понятием вещи и математическим понятием пространства, по Декарту, наличествует нерасторжимая связь, явная в факте их сопринадлежности к одинаковой логической функции; ни идентичность вещи, ни непрерывность и однородность геометрической протяженности не являются чем-то непосредственно данным в ощущении или восприятии. Поэтому, все определения, прилагаемые нами к пространству созерцания, Декарт считает чисто логическими; не только пространство чистой геометрии, но и субстанциальное пространство определяется признаками постоянства, бесконечности и однородности. В этом смысле пространство является для Декарта конструктивной схемой мысли, творением «универсальной математики», ибо всякий акт пространственного восприятия заключает в себе акт измерения и, стало быть, математического заключения. Созерцание здесь связано с теоретическим мышлением, а последнее — с логическим суждением.
Прямую противоположность картезианству являет «Новая теория зрения» Беркли, хотя она, по Кассиреру; связана с ним общим исходным пунктом. Чувственные ощущения, к которым сенсуалист Беркли сводит всю действительность, считаются им все же недостаточными для объяснения специфического осознания пространственности. Образ пространства возникает, по Беркли, не через присоединение к восприятиям чувств (в особенности зрения и осязания) некоего качественно нового восприятия, но через установление определенного отношения между данными отдельных чувств и через упорядоченность их. Расхождение с Декартом начинается в точке объяснения этой упорядоченности, Беркли резко критикует геометризм Декарта; идея «чистого пространства», как и «абсолютного пространства» Ньютона, представляется ему не идеей, а идолом. Ни правила логики, ни чистая чувственность не создают нам пространства; по Беркли, здесь мы имеем дело скорее с правилами «силы воображения», отличающимися от логических правил отсутствием всякой необходимости. Обычай и навык связывают отдельные чувства и вызывают созерцание пространства; чисто презентативное содержание получает здесь репрезентативную функцию посредством простой репродукции; к силе «восприятия» добавляется сила «суггестии», через которую отдельные чувственные впечатления, «указуя» на другие, выстраиваются в цепь пространственного мира.
Рационалистическое учение Рѕ пространстве Декарта Рё эмпиристическое Беркли послужили толчком Рє появлению множества теорий самых различных направлений, остающихся РїРѕ сути дела РІ РєСЂСѓРіРµ указанной альтернативы: идти путем «рефлексии» или путем «ассоциации». Выбор этих путей РЅРµ всегда сводился Рє однозначному решению; так, Гельмгольц, придерживаясь, будучи математиком Рё физиком, картезианского интеллектуализма, тяготел, как физиолог Рё СЌРјРїРёСЂРёРє, Рє берклианству. Его теория «бессознательных заключений», РІРѕСЃС…РѕРґСЏ исторически Рё систематически Рє «Диоптрике» Декарта, створяется, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, СЃ теорией ассоциации Рё репродукции. РќРѕ такова Рё общая теория знака, развитая Гельмгольцем. Рта дилемма, РїРѕ Кассиреру, преследует почти РІСЃРµ «знаковые теории» пространства: ассоциация ощущений, приводящая Рє логическому суждению. Уже «нативизм» Геринга, однако, подчеркинул несостоятельность этих теорий: РёР· совместности непространственных элементов РЅРµ может «возникнуть» нечто пространственное; новая психология попросту отвергла РёС…. Р’РѕРїСЂРѕСЃ был поставлен иначе: РЅРµ как РёР· непространственного возникает качество пространственности, Р° каким образом Рё РІ силу каких опосредований простое прагматическое пространство переходит РІ систематическое пространство. Р�ными словами, дело идет Рѕ дистанциях, отделяющих первичное переживание пространства РѕС‚ оформленного пространства, как условия созерцания предметов, Рё это последнее РѕС‚ строго математического пространства. Непосредственной задачей Кассирера является исследование именно второго типа пространства (как символической формы). «То, что РјС‹ называем пространством, — пишет РѕРЅ, — есть РЅРµ какой-то своеобразный предмет, опосредованно являющийся нам Рё опознаваемый через какие-либо «знаки», РЅРѕ скорее своеобразный СЃРїРѕСЃРѕР±, особый схематизм самого изображения. Р� РІ этом схематизме сознание получает возможность РЅРѕРІРѕР№ ориентировки, получает специфическую направленность РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ РІР·РѕСЂР°, благодаря которому РІСЃРµ формы «объективной», неподатливой действительности как Р±С‹ подвергаются теперь преобразованию» (3.174). Такая постановка РІРѕРїСЂРѕСЃР°, считает Кассирер, исключает РІСЃСЏРєРёР№ реальный переход РѕС‚ «качества» Рє «количеству», РѕС‚ «интенсивности» Рє «экстенсивности» Рё С‚.В Рґ. РћРЅР° нацелена РЅРµ РЅР° генезис сознания пространства, Р° РЅР° переменную значимость его РІ пределах теоретического познания. Уже РЅР° примере языка Кассирер попытался показать переход РѕС‚ чисто прагматического, действенного пространства Рє предметному Рё созерцательному. Сфера познания, РїРѕ его мнению, резче Рё ярче акцентирует этот переход. Пространство строится РІ «синопсисе», РІ единовременном взгляде, дарующем многообразию единство; которое Платон считал условием созерцания идей, обусловливает созерцание Рё пространства. «Переход РѕС‚ простого действия Рє схеме, символу, изображению всегда знаменует подлинный «кризис» сознания пространства, РєСЂРёР·РёСЃ, который РЅРµ ограничен РєСЂСѓРіРѕРј этого сознания, РЅРѕ идет СЂСѓРєР° РѕР± СЂСѓРєСѓ СЃ общим духовным поворотом Рё изменением, СЃ «революцией типа мышления» как таковой» (3.178–179).
Каков же, РїРѕ Кассиреру, характер этого «кризиса»? Уже анализируя отношение вещь-свойство, РѕРЅ утверждал зависимость «константности» вещи РѕС‚ пространства. Созерцание обеих возможно, РїРѕ его мнению, лишь через своего СЂРѕРґР° «синхронизацию» потока переживаний, которая совершается путем приложения Рє моментам ускользающего события различного значения, различной, так сказать, «валентности». Так, РІ самой гуще протекания появляются определенные опорные точки; РЅР° РЅРёС…, как РЅР° нечто постоянное, указывают текучие содержания. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как РІ лингвистическом знаке РјС‹ схватываем РЅРµ чувственные модификации его, Р° смысл, сообщаемый РёРј, так Рё отдельное явление перестает довлеть себе, как СЃРєРѕСЂРѕ РѕРЅРѕ функционирует РІ качестве знака некоей предметной общности. Здесь, РїРѕ Кассиреру, РјС‹ сталкиваемся Рё СЃ необходимым условием построения пространственного созерцания. Восприятие как Р±С‹ раскалывается РЅР° компоненты, РІ которых постоянное отделяется РѕС‚ переменного, «типичное» РѕС‚ «преходящего». Собственно предметное пространство образуется лишь тогда, РєРѕРіРґР° определенным восприятиям приписывается репрезентативная ценность Рё РѕРЅРё становятся прочными исходными пунктами ориентации, нормами, РїРѕ которым РјС‹ измеряем РґСЂСѓРіРёРµ восприятия. Рто обстоятельство было учтено РІ психологии Джемса, подчеркнувшего мотив «селекции», как важного условия выработки пространственного представления. Р’Рѕ всех оптических ощущениях, считает Джемс, опыт вынуждает нас производить селекцию Рё отличать «действительные» формы предмета РѕС‚ более или менее случайных Рё второстепенных.
Параллель этому процессу Джемс находит в языке: единство вещи, занимающее место многоразличных свойств ее, уподобляется единству имени. «Благодаря этому процессу, — говорит Кассирер, — отдельные пространственные ценности приобретают для нас своеобразную «прозначность». Подобно тому, как глядя сквозь случайные световые тона, окрашивающие предмет, мы видим его «постоянные» цвета, так и многоразличные оптические образы, возникающие в нас при движении объекта, во всей их особенности и изменчивости, не препятствуют нашему сквозному видению его «постоянной формы». Они не простые «импрессии», но функции «изображения»; из «аффекций» они становятся «символами» (3.182).
Здесь, РїРѕ Кассиреру, РІРЅРѕРІСЊ проявляется универсальный принцип всей «Философии символических форм»: наличие символической функции РЅРµ только РІ высших научных фазах теоретического познания, РЅРѕ Рё РІ первичных формах восприятия. Отчетливее всего это РІРёРґРЅРѕ РЅР° сравнении структуры «восприятийного пространства» СЃРѕ структурою «абстрактного» геометрического пространства (РІСЃРїРѕРјРЅРёРј: между РЅРёРјРё Кассирер помещает мифическое пространство). Разнородность обеих структур очевидна: математические предикаты постоянства, бесконечности или гомогенности РЅРµ приложимы Рє восприятийному пространству. Р� тем РЅРµ менее РёРј РїСЂРёСЃСѓС‰ некий общий момент, поскольку РІ обеих сказывается определенный СЃРїРѕСЃРѕР± образования констант. Феликс Клейн показал, что «форма» любой геометрии зависит РѕС‚ того, какие определения Рё отношения пространственного СЂРѕРґР° отбираются РІ ней Рё полагаются неизменными. Обычная «метрическая» геометрия РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· приписывания пространственному образованию всех тех свойств Рё связей, которые РЅРµ затронуты вполне определенными изменениями, как-то: передвижением фигуры РІ абсолютном пространстве, пропорциональным ростом или убылью отдельных сторон его определения, наконец, известными обращениями РІ расположении его частей. Форма может пройти через любое число таких превращений, Рё РІСЃРµ же РѕРЅР° остается одинаковой РІ смысле метрической геометрии, поскольку РѕРЅР° репрезентирует идентичное себе геометрическое понятие. РќРѕ, разумеется, РїСЂРё установлении подобных понятий РјС‹ РЅРµ связаны окончательно СЃ выбором определенных трансформаций. Так, метрическая геометрия переходит РІ проективную, РєРѕРіРґР° РІ операциях над неизменной пространственной формой РјС‹ дополнительно учитываем РєСЂРѕРјРµ движения, трансформации РїРѕРґРѕР±РёСЏ Рё отражения РІСЃСЋ общность возможных проективных деформаций. Согласно В«Ррлангенской программе» Клейна, всякая особая геометрия есть, поэтому, теория инвариантов, относящаяся Рє определенным трансформационным группам. РќРѕ именно здесь, РїРѕ Кассиреру, становится ясным, что концепция различных «геометрий» Рё лежащее РІ основании каждой РёР· РЅРёС… образование понятия пространства лишь развивают процесс, имеющий место РІ формировании эмпирического пространства. Р�Р±Рѕ Рё последнее возможно лишь через группирование множества оптических «образов», так что РіСЂСѓРїРїС‹ воспринимаются как изображения РѕРґРЅРѕРіРѕ Рё того же «предмета». Р�зменчивые явления образуют периферию, РёР· каждой точки которой РёСЃС…РѕРґСЏС‚ стрелки, управляющие нашим наблюдением Рё непрестанно возвращающие его Рє центру единства вещи. РџСЂРё этом, считает Кассирер, можно Рё здесь — хотя Рё РЅРµ РІ таком объеме, как РІ геометрии, — выделять различные средоточия; центр отношения может быть смещен, Рё РІСЃСЏРєРёР№ раз РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ изменение явления изменяет конкретно-зримый смысл его Рё содержание. Таков, например, известный феномен «оптической инверсии», РєРѕРіРґР° одинаковый оптический комплекс может преобразовываться РІ тот или РёРЅРѕР№ пространственный предмет. Причина таких инверсий лежит РЅРµ РІ обманных суждениях или представлениях, Р° РІ переживаниях восприятия.
Р�так, построение пространства РІРѕ всех фазах познания связано, РїРѕ мысли Кассирера, СЃ подведением эмпирического многообразия РїРѕРґ единую «точку зрения», сопровождающую весь СЂСЏРґ чувственных элементов Рё придающую РёРј осмысленность Рё определенность. Кассирер сближает этот процесс СЃ процессом образования понятия — РјС‹ СѓРІРёРґРёРј еще РІ дальнейшем специфику построения логического понятия РІ «Философии символических форм». Специфика построения пространства лучше всего проясняется РёРј РЅР° примере различных геометрических «пространств». Р’ зависимости РѕС‚ напряжения взгляда РЅР° ту или РёРЅСѓСЋ цель, РІ зависимости РѕС‚ полагания РёРј того или РёРЅРѕРіРѕ момента как «инвариантного», возникает тот или РёРЅРѕР№ «вид пространства», конституируется понятие «метрического», «проективного» Рё прочих пространств. РќРѕ Рє этому непрестанному акту «селекции» РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚, РІ конечном итоге, Рё пространство эмпирического созерцания; селекция же РІСЃСЏРєРёР№ раз требует определенного принципа выбора, определительной точки зрения. Р� здесь одинаковым образом полагаются опорные пункты, РІРѕРєСЂСѓРі которых, как РІРѕРєСЂСѓРі осей, вращаются явления. РќРѕ поскольку точка вращения Рё, стало быть, смысл вращения РјРѕРіСѓС‚ изменяться, то отдельное восприятие СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ получать самые различные значения для целостного построения пространственного РјРёСЂР°. Рти различия, однако мыслимы лишь РЅР° фоне единства теоретической РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ функции, господствующей над всем комплексом отношений. «Когда восприятие, — заключает Кассирер, — РЅРµ остается простым схватыванием чего-то единичного, здесь-Рё-теперь данного, РєРѕРіРґР° РѕРЅРѕ приобретает характер «изображения», пестрая полнота феноменов стягивается тем самым РІ «контекст опыта». Различие между РѕР±РѕРёРјРё основными моментами изображения — между изображающим Рё изображаемым, между «репрезентантом» Рё «репрезентатом» — несет РІ себе зародыш, развитие Рё совершенное проявление которого порождает РјРёСЂ пространства, как РјРёСЂ чистого созерцания» (3.187).