ФЕНОМЕНОЛОГ�Я С�МВОЛ�ЧЕСК�Х ФОРМ
ОБЩАЯ РРљРЎРџРћР—Р�Р¦Р�РЇ
Три тома книги Кассирера посвящены соответственно феноменологии языка, мифа и познания. �сследователю, прежде чем приступить к содержательному анализу самих текстов, следовало бы задержать внимание на форме построения их. Символичен уже самый план «Философии символических форм»; содержание вписано в стиль; композиционная стилистика книга доподлинно имитирует суть ее; между архитектоникой текстов и тематическим развитием их наличествует несомненная связь.
Метод Кассирера лучше всего характеризуется его же термином «анализ-становление» Werden-Analyse). В термине этом скрещены две крайности: крайность развития и крайность изоляции. Можно уже с самого начала выделить два основополагающих методических принципа «Философии символических форм».
1. Всякая отдельная форма значима и осмыслена лишь в той мере, в какой она указует на другие формы и находится в систематической связи с ними. Понять форму значит понять ее в комплексе всех форм и на фоне их сквозного развития.
2. Ни одна форма не может быть понята через другую форму, но всякая форма должна быть понята лишь через самое себя.
«Кантианец» Кассирер слишком явно сталкивается здесь с антиномией, могущей стать губительной для всей концепции. Но «гегельянец» Кассирер смело принимает ее, как единственно правомерную. Мы проследим еще перипетии этого конфликта, но несомненно одно: диалектика впечатана в самое плоть «Философии символических форм», и грозный призрак ее будет еще не раз преследовать философа, так и не осмелившегося решиться на окончательный выбор. Здесь же следует отметить: из двух перечисленных нами принципов первый в основном определил композицию тем Кассирера, а второй — прямую их разработку, хотя действие их всегда совместно и всякое разъятие чревато абсорациями. Нас прежде всего интересует специфика первого принципа.
Целостность культуры — РІ неразрывной СЃРІСЏР·Рё развития всех ее форм. «Анализ-становление» вскрывает нам РєСЂСѓРіРё этого развития. Язык, РјРёС„ Рё познание суть такие РєСЂСѓРіРё. РќРѕ символическая форма как таковая обладает еще некоей структурой, общей для всех форм. Если СЃРёРјРІРѕР» есть СЃРІСЏР·СЊ идеального СЃ чувственным, то РІРѕР·РјРѕР¶РЅС‹, РїРѕ Кассиреру, три типа такой СЃРІСЏР·Рё: выражение (восприятие), репрезентация (созерцание) Рё чистое значение (понятие). Рта триада РІ СЃРІРѕСЋ очередь структурирует тематику Рё проблематику каждого тома. «Феноменология лингвистической формы» (1-Р№ том) движется РѕС‚ языка РІ фазе чувственного выражения через язык РІ фазе созерцательного выражения Рє языку как выражению понятийного мышления Рё логических форм отношения. РўСЂРё части 3-РіРѕ тома, охватывающего «Феноменологию познания», являют зеркальное соответствие этого движения: РѕС‚ функции выражения Рё РјРёСЂР° выражения через проблему репрезентации Рё построение созерцательного РјРёСЂР° Рє функции значения Рё построению научного знания. Второй — промежуточный — том «Мифомышление» построен (согласно специфике темы) РЅР° «ракоходном» движении: РѕС‚ мифа как мыслеформы через РјРёС„ как форму созерцания Рє мифу как форме Р¶РёР·РЅРё. Рволюция типов символической СЃРІСЏР·Рё РІ языке Рё познании явлена РІ мифе как инволюция.
Кассирер подчеркивает СЃРєРІРѕР·РЅРѕР№ характер развития каждой формы. Модель такого развития устанавливает критика познания. Восприятие переходит РІ созерцание, созерцание РІ понятие, Р° понятие РІ суждение. РџСЂРё этом чрезвычайно важно учесть следующее: РЅРµ только каждый более сложный момент включает РІ себя более простой, каждый «последующий» элемент — каждый «предыдущий», РЅРѕ Рё обратно, более сложный Рё «последующий» латентно наличествует РІ простом Рё «предыдущем». Так, РїРѕ Кассиреру, функция восприятия имплицитно содержит РІ себе функцию понятия Рё С‚.В Рґ. Некритическое полагание границы между «созерцанием» Рё «понятием» вынуждает мыслить созерцание как «непосредственное» отношение Рє предмету, Р° понятие — как опосредованное. РќРѕ СѓР¶Рµ само созерцание «дискурсивно» РІ том смысле, что РѕРЅРѕ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ связано СЃ единичным Рё стремится Рє целостности охвата многоразличных элементов РІ едином РІР·РѕСЂРµ. Парадоксальность этого вывода для всяческих иррационалистических доктрин такова, что Кассиреру приходится РЅРµ раз оговаривать его. «Должны ли РјС‹, — спрашивает РѕРЅ, — искать свершение символической функции Рё РЅР° этих предварительных ступенях понятийного мышления (восприятия Рё созерцания — Рљ. РЎ.), своеобразие которых РІ том, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, Рё заключается, что вместо опосредованного Рё РґРёСЃРєСѓСЂСЃРёРІРЅРѕРіРѕ знания РѕРЅРё таят РІ себе непосредственную достоверность? РќРµ явилось Р±С‹ это грабежом РІ сфере непосредственности, совершенно неоправданной интеллектуализацией созерцания Рё восприятия, если Р±С‹ РјС‹ захотели распространить господство «символического» Рё РЅР° РЅРёС…?В» (3.55). Ответ резко отрицательный: «Чисто символическое, взятое РІРѕ всей своей широте Рё универсальности, РЅРёРєРѕРёРј образом РЅРµ ограничено системой чистых понятийных знаков, образуемых точной наукой, РІ особенности математикой Рё математическим познанием природы… Образный РјРёСЂ мифа, звуковые образования языка Рё знаки, которыми пользуется точное знание определяют своеобразное измерение изображения, Рё лишь взятые РІ своей общности РІСЃРµ эти измерения конституируют целостность РґСѓС…РѕРІРЅРѕ Р·СЂРёРјРѕРіРѕ пространства» (3.56–57). Р�так, «дискурсивно» СѓР¶Рµ само созерцание, РЅРѕ понятие являет РїРѕ отношению Рє этой форме созерцательного синтеза РЅРѕРІСѓСЋ Рё более высокую потенцию «дискурсивного». Рта модель имеет универсальное значение; ею определена РІСЃСЏ «Философия символических форм». Генетически «логос» дан post factum, структурно РѕРЅ есть prius. Р� именно поэтому, развитие каждой формы СЃ бесконечными дифференциациями ее собственных РјРѕРґСѓСЃРѕРІ может быть рассмотрено РІ плане становления «логоса», РіРґРµ каждый этап являет уникальный Рё РЅРё СЃ чем РЅРµ сравнимый РІРёРґ его, РїРѕРєР°, наконец, этап «логики» собственно РЅРµ знаменует СЃРѕР±РѕСЋ окончательное Рё адекватное его проявление. Кульминационный РїСѓРЅРєС‚ развития языка — образование понятий Рё системы отношений — разыгрывает РІ этом смысле логическое образование понятий РІ форме чистого познания. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, мифические элементы вдоволь присутствуют еще РІ начальных стадиях научного познания, которое лишь ценой огромных усилий освобождается РѕС‚ РЅРёС…. РќРѕ Рё мифу присуща sui generis «логика»; Рё РјРёС„ ведает образование понятий, совершенно отличающихся РѕС‚ собственно научных понятий. «Философия символических форм» есть, поэтому, философия сплошного Рё СЃРєРІРѕР·РЅРѕРіРѕ развития этих форм, РіРґРµ — Кассирер РјРѕРі Р±С‹ повторить слова Гераклита — «логос управляет всем». «Частное, — писал РѕРЅ еще РІ «Познании Рё действительности», — является дифференциалом, РЅРµ вполне определенным Рё понятным без указания РЅР° его интеграл».[69] Ртот математический принцип, который возводится РёРј РґРѕ степени универсальной Рё всеобъясняющей схемы, полностью исчерпывает композицию «Философии символических форм».
Отмеченные нами три типа связи, характеризующие любую символическую форму, симметрично располагают материал книги. Общая схема их такова: развитие формы есть усовершенствование формы; этап выражения демонстрирует еще предельную конкретность формы, или почти неразличимую сращенность чувственного с идеальным. Стадия репрезентации всегда отмечена тенденцией высвобождения из-под аспекта чувственности; она нарушает первоначальный баланс сращенности элементов в пользу идеального, и, наконец, последний тип связи — чистое значение — достигает предельной идеализации знака. Другими словами: знак, первоначально сращенный с вещью, заменяет ее образом, чтобы преодолеть и последний в чистоте принципа.
Рта схема присуща всем без исключения символическим формам, РЅРѕ каждая осуществляет ее сообразно собственной специфике, так что реальность ее РІ тех или иных сферах отмечена совершенной своеродностыо Рё неповторимостью, вплоть РґРѕ того, что РІ специфике мифомышленния прозначен обратный С…РѕРґ, РѕС‚ принципа через образ Рє вещи; РјРёС„, музыкально выражаясь, играет РІ фуге «символических форм» роль ракоходной инверсии РїРѕ отношению Рє языку Рё познанию. РњРѕР¶РЅРѕ сказать, что РІСЃРµ формы преследуют РѕРґРЅСѓ Рё ту Р¶Рµ цель Рё пользуются для этого общими средствами. Так, например, «единство мира» отнюдь РЅРµ является прерогативой только научного познания; РїРѕ-своему конституируют его Рё язык Рё РјРёС„. Проблемы пространства, времени, числа Рё С‚.В Рґ. также общи для всех этих форм, как общи Рё категории (причинности, цели Рё С‚.В Рґ.). Здесь ярче всего прорисовывается единство становления культурного РєРѕСЃРјРѕСЃР°. РќРѕ Кассирер особенно предостерегает РѕС‚ некритического восприятия этой «общности». Последняя значима лишь РІ моменте качества; перечисленные понятия строго различаются РІ модальном отношении; каждое РёР· РЅРёС… помечено различным «индексом модальности». Р’СЃСЏРєРѕРµ пренебрежение этим «индексом» чревато всевозможными искажениями, вплоть РґРѕ абсурдных извращений сути предмета. Так, обыватель, доведись ему узнать, что число божеств РёРЅРґРёР№СЃРєРѕРіРѕ пантеона выражается единицей СЃРѕ ста СЃРѕСЂРѕРєР° нулями, снисходительно посмеивается над этой «выдумкой», Р° РёРЅРѕР№ физик морщится, слыша Рѕ «мифическом пространстве»: ему ведь еще СЃ университетской скамьи была сделана РїСЂРёРІРёРІРєР° против всяческих нефизических «зараз» плотным внушением того, что «пространство» — физическое понятие Рё, стало быть, понятно только физику. РњС‹ РЅРµ будем останавливаться здесь РЅР° разборе этих мнений; последующее изложение наглядно СЏРІРёС‚ РІСЃСЋ бессмысленность РёС…, отрицающих, РїРѕ остроумному сравнению Р“. Шпета, ценность почтовой посылки РЅР° том лишь основании, что существует ценность посылки силлогизма. «Философия символических форм» дает СЃРєРІРѕР·РЅРѕР№ анализ основных понятий языка, мифа Рё теоретического познания. Так, проблеме пространства посвящены РІ каждом томе соответствующие главы, детально вскрывающие модальную специфику этого понятия Рё одновременно развитие его (РІ плане «анализа-становления»). Аналогично обстоит дело Рё СЃ временем, числом, понятием как таковым Рё С‚.В Рґ. Содержание «Философии символических форм» являет РІ перспективе стройную картину зеркальных соответствий. Формальная симметрия проблем строго отвечает содержательному РёС… разрешению. Феноменология здесь означает РІ буквальном смысле явленность «логоса» РІ многокрасочности культурной Р¶РёР·РЅРё Рё истовый путь его Рє адекватной форме. РњС‹ проследим РІ ближайшем изложении основные вехи этого пути. Кассиреру еще придется ответить Р·Р° труднейшие противоречия, связанные СЃ общей схемой процесса культурного становления. Антиномия, отмеченная нами РІ самом начале главы, еще заявит Рѕ себе; ведь, раскрыв первый член ее, РјС‹ РЅРµ сказали еще ничего Рѕ втором. «Философия символических форм», рпаепотепоп phaenomenon bene fundatum РІ ракурсе РѕРґРЅРѕРіРѕ (РІСЃРµ равно, какого) РёР· этих членов, должна будет еще испытать адские РјСѓРєРё кантовских антиномий РІ ракурсе одновременности РѕР±РѕРёС… членов. Ревнивый «кенигсбергский старец» РЅРµ РјРѕРі РЅРµ отомстить своему одареннейшему ученику Р·Р° тайные штудии запрещенной диалектики; ученик стал учеником чародея. РќРѕ РѕР± этом — после.