ОТ КР�Т�К� РАЗУМА К КР�Т�КЕ КУЛЬТУРЫ
ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Первый набросок «Философии символических форм» восходит, по признанию самого Кассирера, к «Познанию и действительности». Теперь, обращаясь от структуры математического и естественнонаучного мышления к проблемам гуманитарного (geisteswissenschaftlicher) порядка, он с самого же начала подчеркивает недостаточность общей теории познания, которая должна претерпеть решительное расширение, дабы четко различить существенные формы «понимания» мира во всем их многообразии и осмыслить каждую из них, исходя из соответствующей специфики феномена. Только с осуществлением такой «морфологии» духа становится возможным методическое исследование частных гуманитарных дисциплин. Речь идет, стало быть, о новом применении трансцендентального метода, где предметом его является уже не только объективность научного познания, но и сфера чистой субъективности, построяющей мир культуры. «Философия символических форм» обозначается, поэтому, Кассирером как общая теория духовных форм выражения, и лишь уяснив себе основные линии этой теории, мы можем обратиться к специфике самих форм.
ПОНЯТ�Е С�МВОЛ�ЧЕСКОЙ ФОРМЫ � С�СТЕМАТ�КА С�МВОЛ�ЧЕСК�Х ФОРМ
Р�сходный РїСѓРЅРєС‚ философской спекуляции, РїРѕ Кассиреру, отмечен понятием бытия. Лишь СЃ конституирования этого понятия, СЃ обращения сознания РѕС‚ многоразличия существующего РјРёСЂР° Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ единстве бытия, РІСЃСЏРєРѕРµ рассмотрение РјРёСЂР° получает специфически философский характер. РњРёСЂ становится проблемой, Рё мысль РІ СЃРІРѕРёС… начальных попытках разрешения этой проблемы впервые осознает РІСЃСЋ сложность Рё громадность ее. Рассмотрение РјРёСЂР° поначалу пребывает РІСЃРµ еще РІ пределах сущего, Рё то, что обозначается как сущность или субстанция РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ целого, РЅРµ выходит Р·Р° рамки этого целого, РЅРѕ сводится Рє какому-то экстракту РёР· него. Р�ными словами, гипостазируется какой-то ограниченный аспект сущего, РёР· которого затем генетически выводится Рё которым затем «объясняется» РІСЃРµ. Поначалу этот аспект связан еще СЃ чувственным РјРёСЂРѕРј: РѕРЅ есть некое конкретное «первовещество», мыслимое как последняя РѕСЃРЅРѕРІР° РјРёСЂР° явлений. РЎРѕ временем объяснение устремляется Рє идеальному Рё вещество заменяется чисто мысленным «принципом». РќРѕ РїСЂРё ближайшем рассмотрении выясняется неустойчивость Рё этого «принципа»; РѕРЅ вынужден колебаться между «физическим» Рё «духовным»; будучи идеальным, РѕРЅ РІСЃРµ же теснейшим образом связан еще СЃ РјРёСЂРѕРј чувственного. «В этом смысле, — считает Кассирер, — число пифагорейцев Рё атом Демокрита, как Р±С‹ велико РЅРё было расстояние, отделяющее РёС… РѕС‚ первовещества ионийцев, остаются неким методическим гермафродитом (Zwitterwesen), еще РЅРµ обретшим РІ себе СЃРІРѕСЋ собственную РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Рё как Р±С‹ РЅРµ определившим еще себе СЃРІРѕСЋ подлинную РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ СЂРѕРґРёРЅСѓ. Рта внутренняя ненадежность была окончательно преодолена лишь РІ учении Платона РѕР± идеях» (1.3). Существенное отличие Платона РѕС‚ досократиков сводится, РїРѕ мысли Кассирера, Рє СЏСЃРЅРѕРјСѓ осознанию изначальной предпосылки РІСЃСЏРєРѕРіРѕ философствования; бытие, которое РІ форме того или РёРЅРѕРіРѕ аспекта принималось РІ досократических учениях Р·Р° исходный РїСѓРЅРєС‚, впервые получило Сѓ него проблематический характер. Уже РІ «Софисте» отчетливо прозначена тенденция исследования РЅРµ структуры бытия, Р° его понятия Рё значения этого понятия. Тем самым, считает Кассирер, мышлению впервые открывается подлинное его назначение.
Рта греческая «модель» РІ СЏРІРЅРѕРј или скрытом РІРёРґРµ пронизывает РЅРµ только РІСЃСЋ историю философии, РЅРѕ Рё историю отдельных наук. Р� здесь поначалу путь ведет РѕС‚ «фактов» Рє «законам» Рё дальше Рє «аксиомам», РЅРѕ сами эти аксиомы, которые РЅР° определенной ступени познания исчерпывают задачу мышления, непреложно проблематизируются РІ дальнейшем С…РѕРґРµ мысли. Основные понятия РІСЃСЏРєРѕР№ науки, ее познавательные средства выглядят уже РЅРµ как пассивные отображения Данного бытия, РЅРѕ как самосотворенные интеллектуальные символы. Для характеристики понятия «символ» Кассирер обращается Рє «Принципам механики» Генриха Герца, РіРґРµ РЅР° первой же странице говорится Рѕ «внутренних мнимых образах, или символах» (innere Scheinbilder oder Symbole), которые РјС‹ образуем себе РїСЂРё наблюдении внешних предметов. Развивая мысль Герца, Кассирер подчеркивает РІ символе РЅРµ побочный Рё РІРѕРІСЃРµ РЅРµ обязательный момент содержательного сходства между образом Рё вещью, РЅРѕ выражение логической СЃРІСЏР·Рё. Значимость его котируется способностью утверждать единство явлений; предмет научного познания РЅРµ может существовать независимо РѕС‚ категориального аппарата; тогда РѕРЅ РЅРµ имел Р±С‹ никакого отношения Рє науке. РќРѕ именно РІ свете этого отношения логика конституирует форму предмета; РїРѕ Герцу, основные понятия механики, понятия массы Рё силы, суть мнимые образы, сотворенные логикой природопознания. Поэтому, подчеркивает Кассирер, наука уже уяснила себе иллюзорность надежды РЅР° «непосредственное» постижение РјРёСЂР°. Для научного сознания беспрекословен тот факт, что всякая объективация, имеющая место РІ науке, есть РїРѕ сути дела посредничество Рё должно оставаться таковым. РќРѕ если так, то задачей критики познания является уже РЅРµ безнадежное ахиллесово стремление настичь черепаху бытия, Р° исследование самих интеллектуальных символов, посредством которых различные дисциплины наблюдают Рё описывают эту «черепаху». Должно ли мыслить РёС… как простую рядоположность, или РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть осмыслены как различные проявления РѕРґРЅРѕР№ Рё той же РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ функции? Р’ последнем случае возникает новая проблема установления общих условий этой функции Рё уяснения ее принципа. Вместо РІРѕРїСЂРѕСЃР° РѕР± абсолютном единстве субстанции бытия, столь характерного для догматической метафизики, появляется новый РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ правиле, охватывающем Рё соединяющем конкретное многообразие познавательных функций без ущерба для каждой РёР· РЅРёС….
Р�менно здесь, РїРѕ мысли Кассирера, проясняется подлинная РїСЂРёСЂРѕРґР° познания как такового. РћРЅРѕ — оформление многообразного, подчиняющееся специфическому Рё РІ то же время строго самоограниченному принципу. Р’ конечном итоге, цель РІСЃСЏРєРѕРіРѕ познания состоит РІ подведении многообразного РїРѕРґ единство «закона основания». Единичное РЅРµ может оставаться единичным; РѕРЅРѕ должно вступить РІ СЃРІСЏР·СЊ Рё стать сочленом логической, телеологической или каузальной системы. Только РІ этом возвышении особенного РґРѕ универсального свершается РјРёСЃСЃРёСЏ познания. РќРѕ наряду СЃ формой интеллектуального синтеза, построяющего систему научных, отношений, целостность РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни содержит, РїРѕ Кассиреру, Рё РґСЂСѓРіРёРµ формы синтеза, которые, будучи также способами «объективации», или средствами подведения индивидуального РїРѕРґ общезначимое, достигают своей цели иными внелогическими путями. Логика мыслится Кассирером как переменная величина изначальной функции сознания; наряду СЃ ней существуют Рё РґСЂСѓРіРёРµ отличные РѕС‚ нее величины той же функции. Здесь РјС‹ встречаемся СЃ центральным положением «Философии символических форм». Познание специфично; РіРѕРІРѕСЂСЏ языком школьной логики, РѕРЅРѕ — РІРёРґ, занимающий СЃРІРѕРµ РѕСЃРѕР±РѕРµ место РІ градации прочих РІРёРґРѕРІ; родовым признаком для всех этих РІРёРґРѕРІ является творчество. Функция отнюдь РЅРµ заключается РІ пассивном выражении наличного; РѕРЅР° несет РІ себе самостоятельную РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ энергию, благодаря которой наличное впервые получает «значение». Рто правомерно РІ отношении как познания, так Рё искусства, мифа, религии. Образные РјРёСЂС‹ последних суть порождения специфических функциональных актов. Р� если РёС… символические оформления РЅРµ РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅС‹ СЃ интеллектуальными символами, то РѕРЅРё равноценны РёРј РїРѕ своему РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ происхождению. «Они, — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Кассирер, — РЅРµ различные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹, открывающие РґСѓС…Сѓ нечто РІ себе действительное, РЅРѕ пути объективации, С‚.В Рµ. самооткровения РґСѓС…Р°. Понять искусство Рё язык, РјРёС„ Рё познание РІ этом смысле значит выявить РІ РЅРёС… общую проблему, открывающую доступ Рє общей философии гуманитарных наук» (1.9).
Таким образом, критическая философия, по Кассиреру, связана не только с логической функцией суждения, но и с каждым принципом духовного оформления.
«Основной принцип критического мышления, — мы уже приводили эту фразу в самом начале нашей работы, — принцип «примата» функции над предметом, приобретает в каждой отдельной области новый вид и требует всякий раз нового и самостоятельного обоснования» (1.10). Наряду с чистой функцией познания Кассирер перечисляет функцию языкового мышления, функцию мифически-религиозного мышления и функцию художественного созерцания. Совокупным анализом всех этих функций и исчерпывается задача критической философии. «Критика разума, — говорит Кассирер, — становится тем самым критикой культуры» (1.11). � если центральным положительным вопросом критики разума был у Канта вопрос о возможности математики и математического естествознания, то центральный вопрос критики культуры сводится к вопросу о возможности всякого содержания культуры. Философское мышление охватывает все направления культуры и силится свести их к единому средоточию, к идеальному центру, природа которого не онтологична, а проблематична. Звенья культуры выглядят в таком охвате членами некоей единой проблемной связи; цель их в преобразовании пассивного мира простых впечатлений в мир чистого духовного выражения.
Для объяснения указанной СЃРІСЏР·Рё Кассирер обращается Рє философии языка. Гумбольдтианская идея «внутренней формы языка» получает Сѓ него универсально культурное значение; аналогичную форму, считает РѕРЅ, следует искать РІРѕ всех феноменах культуры. «Внутренняя форма» мыслится здесь РЅРµ как СЃСѓРјРјР° или ретроспективное соединение отдельных факторов культурных РґРѕРјРёРЅРёРѕРЅРѕРІ, РЅРѕ как закон РёС… построения. Р’ истории философии эта задача носила преимущественно негативный характер. Еще СЃРѕ времен греческой софистики существует скептическая критика языка; РЅРµ избежали этой участи также Рё РјРёС„ Рё познание. РќРѕ, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, история являет нам Рё попытки философской систематики РґСѓС…Р°, РіРґРµ каждая специфическая форма приобретает смысл РІ установленных ей пределах. Кассирер отмечает РІ этой СЃРІСЏР·Рё Декарта, одновременно подчеркивая ограниченность его рационализма. Декарт, Р° вслед Р·Р° РЅРёРј Рё весь рационализм, СЃРІРѕРґРёС‚ систематику РґСѓС…Р° Рє мышлению; чистая форма логики возвышается РёРј РґРѕ прототипа Рё прообраза РІСЃСЏРєРѕРіРѕ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ бытия. Рта тенденция кульминируется РІ гегелевской «Феноменологии духа». «Требование мыслить целостность РґСѓС…Р° как конкретную целостность, С‚.В Рµ. РЅРµ оставаться РїСЂРё его простом понятии, РЅРѕ развить его РІ целокупность его манифестаций, Гегель выдвинул СЃ такой остротой, как РЅРµ удавалось еще РЅРё РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· предшествовавших ему мыслителей» (1.15). РќРѕ Рё здесь феноменология принесена РІ жертву логике; последняя цель ее — удобрить СЃРѕР±РѕСЋ почву логики. Таким образом, РёР· всех духовных форм только форма логического наделяется подлинной автономией; остальные существуют как моменты. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, рационализму противостоит СЌРјРїРёСЂРёР·Рј, исследующий отдельные формы РІРѕ всем РёС… объеме Рё особенностях, РЅРѕ располагающий РёС… РІ рядоположность, лишенную общего идеального содержания. Здесь возникает дилемма. Если придерживаться логического единства, то особенность каждой отдельной сферы Рё своеобразие ее принципа СЂРёСЃРєСѓСЋС‚ раствориться РІРѕ всеобщности логической формы. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, погружаясь РІ индивидуальное, РјС‹ рискуем утерять путь РєРѕ всеобщему. Выход РёР· этой методической дилеммы для Кассирера РѕРґРёРЅ: следует обнаружить такой момент, который, будучи присущим всем формам, проявляется РІ каждой РёР· РЅРёС… РЅР° различный лад. Р�ными словами, момент инвариантности РІ многообразных вариациях. Диалектически РіРѕРІРѕСЂСЏ: тождественность различного. Только РІ этом случае, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Кассирер, можно было Р±С‹ утвердить идеальную СЃРІСЏР·СЊ отдельных сфер без ущерба для несравнимого своеобразия каждой РёР· РЅРёС…. Речь идет, стало быть, Рѕ нахождении медиума, через который РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РІСЃСЏРєРѕРµ оформление; задача критики познания расширяется здесь РґРѕ задачи критики культуры. Последняя была Р±С‹ осуществима лишь через указание среднего члена, аналогичного среднему члену трансцендентальной критики познания, РЅРѕ перенесенного РЅР° универсальность культурных форм. Так формулирует Кассирер ближайшую СЃРІРѕСЋ задачу.