«ЛОГ�КА Ч�СТОГО ПОЗНАН�Я»
Смысл своей интерпретации кантовского учения Коген видел не только и даже не столько в непротиворечивой систематизации этого учения, сколько в расчистке пути для собственной своей системы.[45] В 1902 году выходит 1-й том ее: «Логика чистого познания». Мы ограничимся летучей характеристикой семи основополагающих принципов этой логики, ибо всякий более подробный анализ вывел бы нас за пределы нашей работы.
1. Заданность. — Решительное устранение элемента данности — первое условие «Логики чистого познания». Принятие данности есть «возврат к метафизике, совершенно несовместимой с трансцендентальным методом».[46] Данность уместна в психологии сознания; критика познания начинается не с учения о чувственности, а с учения о мышлении, т. е. с логики, которая и есть критика познания.[47] Поскольку же логика определяется в своем развитии идеей формальной целесообразности, то данность становится заданностью, или задачей познания. Мышление строго автономно; оно не получает ничего извне и само ставит себе задачу в спонтанном порождении собственного предмета. Дуализм расщепляет единство знания и тщетно тщится вновь восстановить его. Кантовский переход от «трансцендентальной эстетики» к «трансцендентальной аналитике» логически случаен именно потому, что данное извне логически не приводит к категориальным синтезам. Принцип Когена гласит: нет иной данности, кроме данности заданности мышлению мышлением же собственного предмета. Единственная данность — данность проблемы построения предмета.
2. Проблематичность: — Понятие проблемы играет центральную роль РІ «логическом идеализме». Р’СЃРµ есть проблема Рё проблема есть РІСЃРµ. Кантовский гениальный РІРѕРїСЂРѕСЃ «как возможно?В» расширяется Сѓ Когена РІ свете его гегельянских трансформаций критической философии. Мышление идентично бытию; мышление порождает бытие. РќРѕ бытие — бытие точного знания, которое тем самым РЅРѕСЃРёС‚ логически определенный Рё однозначный характер. «Мы познаем РЅРµ предметы, — подчеркивает Кассирер, — это означало Р±С‹, что РѕРЅРё раньше Рё независимо определены Рё даны как предметы, — Р° предметно, создавая внутри равномерного течения содержаний опыта определенные разграничения Рё фиксируя постоянные элементы РІ СЃРІСЏР·Рё. Понятие предмета, взятое РІ этом смысле, уже РЅРµ представляет СЃРѕР±РѕР№ последней границы знания (В«GrenzbegriffВ» Канта! — Рљ. РЎ.), Р° наоборот, его РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ средство, пользуясь которым, РѕРЅРѕ выражает Рё обеспечивает РІСЃРµ то, что сделалось его прочным достоянием. Рто понятие обозначает логическое владение самого знания, Р° РЅРµ нечто темное, потустороннее, навсегда ему недоступное».[48] Логическое владение Рё есть проблема. Проблема — цель знания Рё движущий фактор его. Можно сказать, что построение системы наук, как последняя проблема философии, знаменуется целью бесконечных проблем, ставимых мышлением самому себе. РЎ этой точки зрения Рё РІСЃСЏ история философии рассматривается Рќ. Гартманом РІ свете так называемой апоретики, или истории проблем, последовательное прояснение которых строит саму философию. РЎ проблематичностью Сѓ Когена теснейшим образом связано понятие сплошности логических знаний, или непрерывность РёС….
3. Непрерывность. — В«ContinuitГ¤t im DenkenВ» — «непрерывность РІ мышлении» — еще РѕРґРёРЅ краеугольный постулат когеновской логики. Сплошная проблематичность знания фундирует непрерывность логических связей, благодаря которым только Рё возможна определенность логики. Логика, РїРѕ Когену, система связей Рё отношений, покоящаяся РЅР° законе непрерывности. Ртот закон обусловливает Рё так называемое «суждение происхождения», согласно которому многоразличие логических определений должно проистекать РёР· единого источника, сохраняющего СЃРІРѕСЋ значимость РЅР° всех этапах прогресса знания. «Суждение происхождения» окончательно синтезирует РІСЃРµ принципы критической философии, РІ частности, аналитику Рё диалектику Канта. Аналитика Канта зиждется РЅР° понятии «трансцендентальной апперцепции», как РѕСЃРЅРѕРІС‹ категориального (понятийного) познания; СЏРґСЂРѕ диалектики составляет учение РѕР± идеях. Конститутивное Рё регулятивное разъединены Сѓ Канта РґРѕ ранга РґРІСѓС… автономных принципов. Аналитика ориентируется РЅР° конечную науку. (Ньютон), РІ то время как диалектика предполагает бесконечность научного знания. Кант, исчерпав РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ возможности математического естествознания (персонифицированно — Рѕ возможности Ньютона), удовлетворил, стало быть, требованиям РѕРґРЅРѕР№ аналитики; собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, идеология (учение РѕР± идеях) Канта остается Р·Р° рамками познавательного процесса, РёР±Рѕ ей РЅРµ РЅР° что ориентироваться РІ положительном смысле; ориентация ее вполне негативна Рё сводится Рє регистрации возможных искажений знания. Ошибка Канта, РїРѕ Когену, заключается РІ том, что Кант ориентирует философию РЅР° факт науки. Между тем, наука РЅРµ фактична (статична), Р° прогрессивна (динамична). Рволюция математических наук РІ послекантовское время, РІ частности, возникновение неэвклидовой геометрии Рё релятивистской механики, поставило РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ РЅРµ только кантовские выводы Рѕ математике Рё физике, РЅРѕ Рё саму идею априоризма. Принцип непрерывности, постулируемый Когеном, РёСЃС…РѕРґРёС‚, поэтому, РёР· строгой корреляции эволюции науки Рё эволюции философии. Философия должна считаться РЅРµ СЃ фактом науки, Р° СЃ процессом ее становления. Больше того: РѕРЅР° должна ориентироваться РЅРµ РЅР° ту или РёРЅСѓСЋ науку, Р° РЅР° саму идею научности. Отсюда вытекает новая характеристика ее.
4. Методологичностъ. — Коген безоговорочно разделяет мысль Лессинга Рѕ предпочтении искания истины самой истине. Строго РіРѕРІРѕСЂСЏ, искание Рё есть истина. Если научное знание рассматривается РІ аспекте историчности, стало быть, процессовидности, то столь же процессовидно Рё знание РѕР± этом знании, С‚.В Рµ. логика. Р�деальное знание, систематическое единство всех наук недостижимо; проблема есть вечная проблема; РІСЃСЏРєРёР№ ответ, РїРѕ мысли Когена, рождает новые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, Рё РІСЃСЏРєРѕРµ решение ставит перед познанием новые задачи. Математически выражаясь, идеал является бесконечно отдаленной точкой, Рє которой знанию дано приближаться лишь асимптотически. Следовательно, знание РЅРµ может быть обладанием объекта, Р° лишь устремлением Рє нему. Р�деал — РіРѕСЂРёР·РѕРЅС‚, обрамляющий Рё — больше того — творящий ландшафты идей; наука — непрестанное движение Рє этому горизонту. Поэтому РѕРЅР° насквозь методична (ОјООёОїОґОїП‚ Рё значит путь). Р�стина есть метод, Рё РІРЅРµ метода РЅРµ существует истины.
5. Относительность. — Поскольку окончательный смысл знания связан СЃ понятием единства, то логическое средоточие Рё логическая значимость отдельных методов котируется РЅРµ наличествующими факторами, Р° РёС… взаимосвязью. Знание РІ этом смысле есть всегда знание отношения Рё отношение знания. Понятие отношения лежит РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ знания; РѕРЅРѕ же устраняет любые трудности, возникающие РїСЂРё метафизических попытках решения проблем. Старая метафизическая субстанция заменяется здесь математической функцией, устанавливающей РїРѕСЂСЏРґРѕРє отношения. Рта замена демонстрируется всей историей научного знания. Так, РІ физике прежняя «субстанциальность» была вытеснена Фарадеево-Максвелловой концепцией электромагнитного поля. Так, механическая теория жизни, господствовавшая РІ биологии, Рё пришедший ей РЅР° смену «витализм» были устранены современной биологией, которая, РІ лице Берталанфи, провозгласила основным биологическим понятием категорию «целостности», понятую именно функциально. Р� то же РІРёРґРёРј РјС‹ РІ психологии: теория элементов, или психического агрегата частей, уступила место понятию структуры, Рё психология стала гештальтпсихологией. Сущность функционализма характеризуется марбуржцами как переход РѕС‚ метафизической реальности Рє реальности логической. Логическая же реальность есть реальность РЅРµ вещи, Р° отношения, реляции. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, полная коррелятивность принципов Рё фактов знания РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє полной относительности РІСЃСЏРєРѕРіРѕ знания. Несомненно то, что принципы РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЋС‚ факты. РќРѕ РѕРЅРё РЅРµ РІ меньшей степени Рё зависят РѕС‚ самих фактов. Открытие новых фактов каждый раз взывает Рє расширению Рё трансформации методов. Стало быть, логическая значимость любого принципа относительна Рё зависит РѕС‚ качества пленума фактов. Поэтому Коген Рё называет принципы гипотезами.
6. Гипотетичность. — Следует РѕСЃРѕР±Рѕ подчеркнуть, что гипотеза мыслится здесь РЅРµ РІ расхожем смысле слова, как догадка, предположение Рё С‚.В Рї., РЅРѕ РІ своем РёСЃРєРѕРЅРЅРѕРј греческом значении, впервые философски узаконенном РІ идеологии Платона. РћРЅР° — ипотеса, идея, обусловливающая достоверность Рё объективность РІСЃСЏРєРѕРіРѕ знания; РѕСЃРЅРѕРІР°, предшествующая выполнению любого точного исследования.[49] Ее СЃРёРЅРѕРЅРёРјС‹ суть «чистая возможность», «основоположение», «принцип», «метод», «закон». Гипотеза — идея, взятая РІ аспекте чистой логичности, без всяческой эйдетики. Прекрасную характеристику ее дает Рђ. Р¤. Лосев: В«Рто: РЅРµ цельность, РЅРѕ принцип цельности; РЅРµ индивидуальность, РЅРѕ метод ее организации; РЅРµ созерцательная картинность Рё воззрительная изваянность, РЅРѕ — чистая возможность РёС…; РЅРµ общность, РЅРѕ — закон получения ее Рё С‚.В Рґ..[50] Р�наче РіРѕРІРѕСЂСЏ, гипотеза — логическое ограничение Рё основоположение. РћРЅР° мыслится РІ факте, как логическая возможность его, как чисто методический принцип его структуирования. РќРѕ факт РЅРµ только мыслится; РѕРЅ Рё видится РІ СЌР№РґРѕСЃРµ, Рё РІ этом смысле изменчивость факта, многоличность его взывает Рє методической плюралии логического его осмысления, оказывающегося всегда относительным. Здесь относительность совпадает СЃ гипотетичностью.
7. Бесконечность. — Понятие бесконечности интегрирует РІСЃРµ перечисленные характеристики логики Когена. Познание задано, проблематично, непрерывно, методично, относительно Рё гипотетично лишь РІ той мере, РІ какой РѕРЅРѕ бесконечно. Только опираясь РЅР° этот принцип, логика может дать исчерпывающее правовое обоснование математики Рё математической физики. Непростительным заблуждением Канта было игнорирование бесконечности: следствием этого явилась искалеченность мышления, вынужденного стоять РЅР° костылях чувственности. Рто РїРѕРЅСЏР» Гегель, придавший мышлению спонтанную силу самопорождения. РќРѕ Когена РЅРµ удовлетворяет Рё чистая спекулятивность логики Гегеля, чьи начальные предпосылки остаются критически РЅРµ вскрытыми. Труднейший РІРѕРїСЂРѕСЃ — как начинается познание? — РІРѕРїСЂРѕСЃ, сформулированный самим руководящим принципом когеновской логики происхождения, требует внятного логического анализа, Р° РЅРµ (мифо)логического вещания, как это имеет место РІ начале «Логики» Гегеля. Р�наче РіРѕРІРѕСЂСЏ, если мышление начинается СЃ самого себя, то РіРґРµ следует искать РёСЃС…РѕРґРЅСѓСЋ точку этого начинания? Здесь логика посягает РЅР° мифологию, РёР±Рѕ проблема Ursprung’а, первоначала РёСЃРєРѕРЅРё считалась прерогативой мифа; эта же мифика лежит РІ основаниях почти всех классических философий прошлого: РѕС‚ «воды» Фалеса РґРѕ «общего, хотя Рё неизвестного РєРѕСЂРЅСЏВ» кантовского критицизма. Р�наче РіРѕРІРѕСЂСЏ, логика всегда начинала РЅРµ СЃ начала; первый шаг ее сопровождался досознательным, полуобморочно-мифологическим состоянием — Ursprung собственно Рё означает РїСЂР°-прыжок, прыжок РёР· изначала, Рё лишь СЃРѕ второго шага уже РѕРЅР° сознавала себя. РќРѕ прыжок — дело нефилософское; какой Р±С‹ решительной, чеканной Рё самоуверенной РЅРё была логическая поступь РІ дальнейшем, РІСЃРµ равно, РЅР° ней остается позорящее пятно «прыжка», этого мифологически-хвостатого прошлого, нарушающего своей беспамятственностью последнюю чистоту Рё прозрачность мысли. Требование абсолютной демифологизации мышления через логическую экспликацию первоначала составляет, надо полагать, самое сердцевину системы Когена:[51] РЅРµ Myth des Ursprungs, аименно Logik des Ursprungs. Рту логику первоначала Коген обнаруживает РІ понятии бесконечно-малого, ставшего фундаментальным принципом РЅРѕРІРѕР№ математики. Р�сторически проблема была выдвинута понятием арифметического СЂСЏРґР°, геометрической касательной Рё механического движения. Лейбниц четко сформулировал ее РІ алгоритме дифференциального исчисления. Дифференциал, РїРѕ Лейбницу, есть нечто предшествующее РІСЃСЏРєРѕРјСѓ количеству Рё протяжению, стало быть, нечто неколичественное Рё непротяженное Рё РІ то же время заключающее РІ себе принцип, ипотесу РІСЃСЏРєРѕРіРѕ количества Рё протяжения. Дифференциал РІ этом смысле уже РЅРµ идеален Рё еще РЅРµ реален, РЅРѕ, будучи движением, РѕРЅ Рё есть движение РѕС‚ первоначала (ничто, меон Платона) Рє реальности (нечто). Логика первоначала именно так мыслится Когеном РІ «суждении происхождения». Есть мышление. Мышление это продуцирует бытие. Переход РѕС‚ мышления Рє бытию, РѕС‚ идеального Рє реальному РЅРµ скачкообразен, Р° непрерывен. Обоснование этого лежит РІ инфинитезимальной РїСЂРёСЂРѕРґРµ самого мышления. Ursprung мысли — бесконечно малая величина, «предыстория» мышления, РЅРѕ одновременно Рё процесс перехода, Рё РІРѕС‚ РІ самом этом процессе «предыстория» оказывается уже «историей», первоначало становится реальностью. «По окольному пути ничто суждение создает начало чего-то», РёР±Рѕ ничто, будучи РґРѕ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ нечто, есть вместе СЃ тем закономерность этого нечто, РЅРѕ закономерность одновременно движущаяся, стремящаяся, переходящая. В«Nichts hungert nach dem EtwasВ» («Ничто голодает РїРѕ нечто»), РјРѕРі Р±С‹ сказать Коген вместе СЃ РЇРєРѕРІРѕРј Бёме. Математически дифференциал понимается как беспредельное (РѕРЅ — меньше любой величины) Рё как предельное (РѕРЅ — РІСЃРµ-таки величина); можно СЃРѕ всей строгостью парадокса сказать, что нечто есть ничто, взятое РІ процессе перехода; ничто — переход, Рё, как переход, РѕРЅРѕ — переход Рє нечто. Таким первым шагом РІ логике оказывается «реальное».
Указанные принципы исчерпывают в общих чертах «логику чистого познания». Они же — мы говорили уже — в полной мере определили методологию кассиреровской философии. Ученик Когена, он исходит в своих трудах как из когеновской интерпретации Канта, так и из систематических воззрений самого учителя. «Марбургский период» философии Кассирера отмечен в основном рядом историко-философских исследований среди которых следует выделить «Декартовскую критику математического и естественнонаучного познания» (1899), «Систему Лейбница в ее научных основаниях» (1902), первые три тома «Проблемы познания в философии и науке нового времени» (последний, четвертый, том писался уже в эмиграции), статьи «Кант и современная математика» 1907. Против формалистического обоснования математики Расселом и Кутюра), «Аристотель и Кант» (1911); кроме того, издание «Философских произведений» Лейбница (в 3-х тт.) и всего Канта (в 10-и тт., с дополнительным томом «Жизнь и учение Канта»). Систематизация собственных воззрений кульминируется в большой работе 1910 года «Понятие субстанции и понятие функции» (в русском переводе Б. Столпнера и П. Юшкевича «Познание и действительность»). На некоторых особенностях этой книги мы и остановимся; они остались неизменными на протяжении всей философской деятельности Кассирера и лежат в основаниях «Философии символических форм».
Существенной чертой мышления Кассирера, вынесенной РёРј РёР· тщательных штудий философских систем прошлого, является обязательность исторического фона РїСЂРё любом теоретическом анализе. Структурный метод теснейшим образом связан Сѓ него СЃ методом генетическим Рё — что существеннее всего отметить — история проблем сопровождает анализ РЅРµ РЅР° манер отрывочных Рё случайных аналогий, Р° РІ целокупной картине развития. Ртот (еще РѕРґРёРЅ типично гегельянский) штрих, можно сказать, играет роль пружины РІ самом стиле философствования Кассирера, придавая ему качество РѕСЃРѕР±РѕР№ основательности. Речь идет как раз Рѕ стиле; РґСЂСѓРіРѕРµ дело, что РІ содержательном аспекте история эта конструируется зачастую РІ СѓРіРѕРґСѓ заведомо уготовленной Рё далеко РЅРµ всегда правомерной схеме; РѕР± этом РјС‹ еще успеем сказать впереди. РќРѕ неразрывное сочетание исторического Рё логического, сочетание, РІ котором подчас трудно различить, РіРґРµ кончается РѕРґРЅРѕ Рё начинается РґСЂСѓРіРѕРµ — настолько органична сама СЃРІСЏР·СЊ РёС…, — лишний раз Рё практически демонстрирует искусственость обособления теории РѕС‚ истории Рё наоборот. Как будто можно быть философом, РЅРµ будучи историком философии, Рё историком, РЅРµ будучи философом? Р’ конечном счете, история проблемы Рё есть сама проблема; показать исторический генезис ее СЃРѕ всеми перипетиями значит дать наиболее основательный Рё четкий анализ ее. Так, например, глава «Предмет математики» РІ 3-Рј томе «Философии символических форм», начинающаяся СЃ анализа формалистического Рё интуиционистского обоснования математики, предваряет анализ исторической справкой Рѕ проблеме, РІ результате чего злободневные СЃРїРѕСЂС‹ современности скликаются СЃ древностью, Р° древность ввинчивается РІ саму злобу РґРЅСЏ: Аристотель, Лейбниц, Кант вмешиваются РІ СЃРїРѕСЂ между Брауэром Рё формалистами, становясь живейшими участниками его.
Учтя эту особенность, мы можем теперь сосредоточиться на ее содержательной стороне. Книга «Познание и действительность» в каком-то смысле центральна для всей философии Кассирера. Говоря строже и конкретнее, имеется в виду историко-методологический смысл. Подробный анализ книги выходит за рамки нашей задачи; мы поэтому ограничимся фиксацией именно этого смысла ее.
Применение когеновской методики Рє истории философии позволило Кассиреру осветить СЂСЏРґ основных теоретико-познавательных проблем РІ плане РёС… логического развития. Рта феноменология понятий охватывает грандиозную картину становления логики РѕС‚ древности РґРѕ современности. Можно РІ целом сказать, что лейтмотивом ее является мотив освобождения Рё очищения логики РѕС‚ сопутствующих ей Рё сращенных СЃ нею побочных элементов. Рассмотренная РІ этом смысле история логики есть сублимация собственно логического, РІРѕР·РіРѕРЅРєР° его РёР· пестрой амальгамы разнообразнейших факторов РґРѕ чистой логики, независимой, автономной Рё подлежащей собственным законам дисциплины, долженствующей трансцендентально оправдать РІСЃСЏРєРёР№ факт познания. Сублимация эта, охватывающая века мыслительных усилий, исполнена напряженной Рё драматичной Р±РѕСЂСЊР±С‹ мысли Р·Р° СЃРІРѕРµ освобождение; СЂСЏРґ этапов рисует нам события этой Р±РѕСЂСЊР±С‹ РІ линии восхождений Рё срывов. Так, первоначально логика сращена СЃ мифом; путь РѕС‚ мифа Рє логосу загражден еще разного СЂРѕРґР° барьерами; освобождаясь РѕС‚ мифа, логика попадает РІ объятия метафизики, психологии Рё С‚.В Рґ. Говорить Рѕ принципах здесь невозможно; РѕРЅРё растворены РІ чувственном восприятии Рё созерцании. Рефлексия обращена РЅРµ РЅР° функцию формы как таковой; ее внимание поглощено чисто эмпирическими свершениями формы. Познание еще РЅРµ нуждается РЅРё РІ каком оправдании. РћРЅРѕ устремлено РЅР° окружающий РјРёСЂ Рё покоится РІ собственном эмпирическом созерцании. Предмет его РЅРµ вызывает никаких сомнений. РќРѕ РІРѕС‚ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃРґРІРёРі: встает РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ возможности. «Все прежние надежнейшие показания «действительности», «ощущения», «представления», «созерцания» предстают теперь перед новым форумом «понятия» Рё «чистого мышления», который принадлежит Рє началам РЅРµ только собственно философского осмысления, РЅРѕ Рё РІСЃСЏРєРѕРіРѕ научного рассмотрения РјРёСЂР°. Р�Р±Рѕ здесь мысль РЅРµ довольствуется уже простым переводом РЅР° СЃРІРѕР№ язык данного РІ восприятии или созерцании; РѕРЅР° вершит изменение самой формы этого данного, его РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ переделку. Первой задачей научного понятия является установление правила определения, которое должно оправдать себя РІ созерцаемом Рё исполниться РІ РєСЂСѓРіРµ его. РќРѕ именно потому, что это правило должно иметь силу для РјРёСЂР° созерцания, РѕРЅРѕ уже РЅРµ принадлежит ему, как присущий ему элемент. Р� хотя РѕРЅРѕ осуществляется РЅРµ иначе, как РІ материале созерцаемого, РѕРЅРѕ учреждает себя РїРѕ отношению Рє последнему как нечто своеродное Рё самостоятельное. Рто различие, РїРѕ мере продвижения Рё развития научного сознания, чеканится острее Рё отчетливее» (3.328–329). Р’ приведенных словах Кассирера отмечена основная черта логизации познания. Классический пример этого РѕРЅ усматривает РІ становлении греческой математики. Существенным моментом последней является РЅРµ то, что РѕРЅР° постигла значимость числа Рё подчинила числу РєРѕСЃРјРѕСЃ; РІ этом отношении математика РЅРµ продвинулась дальше мифа, также возвестившего всевластность числа. Уже Сѓ пифагорейцев математика явлена РІ трояком комплексе воззрений. Магически-мифическая аритмология сплетена здесь СЃ интуицией числа как количественного множества, связанного СЃ пространственными конфигурациями, С‚.В Рµ. наряду СЃ магическим самосущностным пониманием числа дано Рё чисто созерцательное воззрение РЅР° него. РќРѕ вместе СЃ тем здесь крепнет Рё постепенный отрыв РѕС‚ чувственных интуиции, стимулирующий постижение собственно логической РїСЂРёСЂРѕРґС‹ числа. Указанный пример, РїРѕ Кассиреру, обладает значимостью РЅРµ только РІ сфере математики; РѕРЅ парадигматичен для развития РІСЃСЏРєРѕРіРѕ чисто теоретического знания. Р� РѕРЅ выразительно демонстрирует специфику этого развития. Логическая мысль РІ самих истоках своего рождения сращена СЃ действительностью; СЂРѕСЃС‚ ее — РІ неуклонном отдалении РѕС‚ последней. РќРѕ «действительность» преследует логику РІ самых разных обличиях: преодоленная РІ форме мифа, РѕРЅР° РІРЅРѕРІСЊ полонит теорию РІ форме метафизических конструктов, Рё далее: освобождение РѕС‚ метафизики РіСЂРѕР·РёС‚ логике мифологемами позитивистского СЌРјРїРёСЂРёР·РјР°, крайние выводы которого Рё РІРѕРІСЃРµ упраздняют ее. Необходима некая «идеальная дистанция», благодаря которой теория впервые Рё критически сможет приблизиться Рє действительности.
Рту дистанцию, РїРѕ мысли Кассирера, логике удалось установить лишь путем решительного освоения понятия функции. Р�стория этого понятия составляет Сѓ Кассирера РѕРґРЅСѓ РёР· наиболее существенных глав РІ генезисе логической мысли. Понятию функции противопоставлено понятие субстанции. Рассмотренная РІ свете этого противопоставления проблема познания исторически выглядит как непрестанная Р±РѕСЂСЊР±Р° РѕР±РѕРёС… понятий РІРѕ всех сферах знания: научного Рё философского. Субстанция — царь метафизики — РёСЃРєРѕРЅРё обусловливала самые важные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ философии Рё научных воззрений. РћС‚ греков через средневековье РґРѕ РќРѕРІРѕРіРѕ времени понятие это считалось краеугольным камнем РІСЃСЏРєРѕРіРѕ знания Рѕ РјРёСЂРµ (отдельные отклонения носили спорадический характер Рё оставались несущественными). Целый комплекс проблем — субъект Рё объект, бытие Рё мышление, психофизический РІРѕРїСЂРѕСЃ Рё С‚.В Рґ. — опирался РЅР° этот догматический фундамент; мыслители самых различных направлений сходились РІ признании его безоговорочности, тщетно силясь распутать сложнейшие путы проблем обращением Рє нему. Субстанция — В«Deus ex machinaВ» — лишь сложнее запутывала РёС…; фундамент оказывался тупиком. Такая участь постигла РјРЅРѕРіРёРµ системы прошлого; каждый мыслитель, исходивший РёР· СЏРІРЅРѕРіРѕ или скрытого приятия этой предпосылки Рё доходивший РґРѕ предельных возможностей исследования, РјРѕРі Р±С‹ повторить покаянное признание Генриха Риккерта Рѕ логической несовместимости трансцендентного Рё имманентного, смысла Рё бытия.
Выход РёР· тупика, РїРѕ Кассиреру, указала математика. Р�менно понятию Математической функции удалось впервые вытеснить понятие субстанции, бесконечно расширив РіРѕСЂРёР·РѕРЅС‚ математических возможностей. Постепенно функционализм охватывал Рё РґСЂСѓРіРёРµ науки, вплоть РґРѕ решительного преобразования всех мировоззренческих устоев. Уже «субстанциальная» физика Аристотеля преодолевается РІ геометрическом схематизме картезианской физики — ощущение уступает место чистому созерцанию. Рто созерцание РІ СЃРІРѕСЋ очередь преодолевается РІ комбинаторике Лейбница, заменяющей пространственную форму логической формой. Наконец, Кант окончательно устраняет субстанциализм подчеркиванием функциональных связей рассудочных категорий. Путь физики ведет, таким образом, РѕС‚ физики восприятия через физику моделей Рє физике принципов, или чистых отношений, свободных РѕС‚ чувственно-наглядных примесей. Ртим, собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, Рё определяется РІСЃСЏ значимость понятия функции. «Невозможно уже заблуждаться Рё принимать предметы физики — массу, силу, атом, эфир — Р·Р° новые реальности, которые должно исследовать Рё внутрь которых должно проникнуть, раз поняли, что РѕРЅРё инструменты, создаваемые себе мыслью, чтобы изобразить хаос явлений РІ РІРёРґРµ расчлененного Рё измеримого целого».[52] Так устанавливается «идеальная дистанция» между познанием Рё действительностью; математика — самопервейший образец ее Рё ориентир для прочих дисциплин. Физические, химические, физико-химические Рё С‚.В Рґ. понятия суть продолжение Рё расширение математических понятий, выражающие математические отношения. Так, «ощущение дает лишь нам множество светящихся точек РЅР° небе; лишь математическое понятие РѕР± эллипсе, которое должно быть предварительно составлено, преобразует этот прерывный агрегат РІ непрерывную систему»;[53] таков РїРѕ Кассиреру, смысл парадоксального утверждения Когена Рѕ том, что звезды находятся РЅРµ РІ небе, Р° РІ учебниках астрономии.
Но поскольку философия должна ориентироваться на науку, а наука имеет своим образцом математику, то понятие функции претендует занять главное место в иерахии логических принципов. Между тем, субстанциальность еще достаточно сильна в философии; философ говорит еще о вещи, в то время как для физика вещь есть уже не что иное, как совокупность математических определений: удельного веса, числового значения, измеримых отношений и т. д. Но для «субстанциалиста» тупик неизбежен; исходя из элементов отношения (смысл и бытие, субъект и объект, трансцендентное и имманентное и т. д.), он вынужден признаться в своем теоретическом бессилии, либо искать решение на нефилософских путях. �бо переход от одного члена отношения к другому логически невозможен, если принять за исходный пункт наличие самих членов. Будем ли мы идти от субъекта к объекту или от объекта к субъекту («два пути теории познания»), все равно, мы должны совершить «прыжок через пропасть» (выражение Риккерта), т. е. прервать непрерывность мышления мифическим чудом. Очевидный в переживании, переход становится неразрешимой загадкой для рефлексии. Единственный выход из этого положения Кассирер видит в смещении точки зрения. �сходить следует не из членов отношения, а из самого отношения; оно — первоначальная реальность, порождающая свои термины. «Положение, что бытие есть «продукт» мышления, — пишет Кассирер, — не заключает здесь никакого указания на какое-либо физическое или метафизическое причинное отношение, а означает исключительно лишь чисто функциональное, иерархическое отношение в значимости определенных суждений».[54] Таким образом, высший принцип единства должен искаться не в трансцендентно сверхлогическом «наднебесном месте», но в понятии функционального отношения. Тем самым решительно устраняются всякие загадки и «прыжки». Можно привести в качестве примера решение психофизической проблемы. Лейбниц и окказионалисты постулировали единство обоих рядов в некоем трансцендентном истоке. Гартмановская метафизика познания отвергла это решение введением проблемы в сферу апоретики и установлением особой транскаузальной детерминации между терминами отношения. По Гартману, психофизический вопрос может быть выражен в формуле х(а, в), где а есть психический ряд, в — физический, а х — иррациональный, сверхпсихический и сверхфизический промежуток, детерминирующий их связь. Кассирер, отмечая позицию Гартмана как значительный сдвиг проблемы со старой косной точки зрения, вносит в нее одну поправку, существенно меняющую картину. Формула х(а, в) выглядит у него как φ(а, в), т. е. транскаузальная детерминация заменяется функцией, и в этом смысле члены отношения оказываются не физико-метафизическими сущностями, а функциональными величинами, порожденными самой функцией и изначально связанными в ней (3.108–121).[55]
Указанная формула — ключ к методологии Кассирера. Мы увидим еще конкретные проявления ее в «Философии символических форм». Сейчас же нам остается заключить главу критическим осмыслением воззрений «марбургской школы». Речь будет идти в основном о логике Когена; критика кассиреровской философии займет свое место после анализа самой «Философии символических форм», хотя общие схемы ее прояснятся уже здесь.
Большое преимущество когеновской логики перед кантовской заключается в настойчивой и принципиальной акцентации историчности метода исследования, в ориентации философии не на факт науки, а на процесс ее развития. �нвентаризация категориальных синтезов в «Критике чистого разума» оказалась партикулярно-значимой; Кант ограничил научное знание одним историческим отрезком его и возвел этот отрезок в степень всеобщности и необходимости. Но что значит факт науки? В пределах расхожего популярного смысла словосочетание это понятно и по-своему правомочно; с философской точки зрения оно — бессмысленно, ибо существуют научные факты, т. е. методически обработанные факты, но факта науки как такового нет; наука не фактична, а процессовидна. Как бы мы ни понимали слово «факт», несомненно одно: факт есть нечто сделанное, свершившееся, factum, и, как factum, он есть всегда post factum. Стало быть, говоря о факте науки, мы имеем в виду post factum ее, или ее отсутствие. С другой стороны, факт, если мы употребляем это слово не в обыденной речи, а в философской, мыслится как результат методической обработки (Дестют де Траси, например, отождествляет факт с принципом). � значит применительно к науке он означает результат методической обработки ее, т. е. опять-таки нечто отсутствующее доныне, ибо вместо факта науки мы видим еще непомерно увеличивающуюся серию научных метод, зачастую разрозненных и не сообщенных друг с другом: mathesis universalis остается все еще несбыточной мечтой философии; принять мечту за факт и, более того, за ориентирующий факт, мягко говоря, неправомерно. В этом отношении логика Когена наносит сокрушительный удар по всякого рода позитивистическим сциентизмам, догматически прикованным к «факту» науки (хуже того, какой-нибудь одной науки) и растворяющим в нем философию. Что же неприемлемо для нас в самой этой логике?
Прежде всего, раз СѓР¶ речь зашла РѕР± историчности, смысл интерпретации философских систем прошлого. Почти РІРѕ всех исторических исследованиях «марбургской школы» РґРѕ очевидного заметна тенденция подогнать историю философии РїРѕРґ заведомую схему «логического идеализма». «Говоря «с крупицей соли», как если Р±С‹ «марбургская школа» была «вещью самой РїРѕ себе» (РІ ее же истолковании), С‚.В Рµ. регулятивной идеей Рё бесконечно заданной целью всего философского развития. Такова, РІ частности, знаменитая работа Наторпа Рѕ Платоне, РіРґРµ «божественный Платон» оказывается чуть ли РЅРµ прилежным когенианцем, отлично усвоившим семинарий РЅР° тему «Учение Платона РѕР± идеях». Таково РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… отношениях Рё исследование Кассирера Рѕ «проблеме познания» (РІ РґСЂСѓРіРёС… отношениях — незаменимое историко-философское РїРѕСЃРѕР±РёРµ). Р�скажение материала РІ этих трудах связано, как правило, СЃ чрезмерной акцентацией именно тех моментов, которые, РіСЂСѓР±Рѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, «работают» РЅР° «логический идеализм». Кассирер, конечно, РјРѕРі найти функционализм РІ учении Николая Кузанского, РЅРѕ Кузанец РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рё Рѕ высшем единстве, чьим порождением оказывается сама функциональная СЃРІСЏР·СЊ, теряющая таким образом СЃРІРѕРµ безусловное значение. Р�ли, продолжая вышеприведенный пример, истолкование Платона. Наторп Рё Кассирер окончательно разрушили РґСѓСЂРЅСѓСЋ традицию односторонне метафизической трактовки платоновских идей. РќРѕ сводить смысл этих идей только Рє логическим ограничениям, значит стать Прокрустом Платона. Бесспорно, что идея есть ипотеса, логическая схема Рё основоположение. РќРѕ идея вместе СЃ тем видится Платоном Рё как божество; считать это «наивным» «докритическим» аспектом платонизма уместно, пожалуй, СЃ точки зрения Когена. РќРѕ Платон писал РЅРµ для Когена, Рё точка зрения Когена остается РІСЃРµ же точкой, Р° РЅРµ сферой зрения. Рто вынужден был впоследствии признать сам Наторп, увидевший Р·Р° «логическим Платоном» еще Рё «божественного Платона».
Обращаясь теперь к самому «логическому идеализму», мы должны отметить несостоятельность его в ряде важнейших тем. П. П. Гайденко очень удачно формулирует основной вывод когеновской логики.
«Раньше считали, что наука есть лишь метод, СЃ помощью которого исследуется что-то реальное; что наука — это СЃРїРѕСЃРѕР± исследования, это ответ РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, как ведет себя реальное. Теперь, считает Коген, необходимо признать, что РІ действительности реален только этот метод, только этот СЃРїРѕСЃРѕР±, только это «как»; Р° то, что понимали РїРѕРґ субстанцией, есть лишь некоторая метафора, правда, метафора необходимая, РЅРѕ РѕС‚ этого РЅРµ обладающая никаким иным бытием, РєСЂРѕРјРµ как бытием РІ качестве предварительного условия отношений. Таким образом, то, что считали реальностью, оказалось только логическим постулатом, Р° действительной реальностью, оказались отношения, движение, метод».[56] Рто значит: реальность логична, Р° логика реальна; РІСЃРµ, что выпадает РёР· указанного РєСЂСѓРіР°, обладает реальностью метафорического РїРѕСЂСЏРґРєР°. Любая вещь, любой природный объект ирреален РІ конкретном живом восприятии Рё реален РІ научной схеме; точка, линия, пунктир, числовые обозначения суть подлинная реальность; РІ РЅРёС… возникает объект, бывший РґРѕ этого «лепетом» ощущений. Коген РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ сознании, «напечатанном РІ книгах»; такая странная формулировка вполне понятна РІ свете вышесказанного — речь идет Рѕ реальном сознании. Можно было Р±С‹, вооружившись противоположной точкой зрения, предаться патетическому негодованию РІ РїРѕР·Рµ эдакого жизнелюба, которому вместо жизни подсунули чертеж Рё для понимания собственных переживаний посоветовали изучать вариационное исчисление… РњС‹ этого делать РЅРµ станем, Рё РЅРµ потому только, что таковой должна быть первая Рё мгновенная реакция оскорбленного ощущения, РЅРѕ Рё потому, что РІСЃСЏРєРёР№ реванш чувственности бьет здесь РјРёРјРѕ цели. Коген предупредил, что имеет дело СЃ наукой Рё силится объяснить именно ее; может быть, РІРЅРµ логики ощущению Рё дано играть роль восклицательного знака; РІ логике РѕРЅРѕ становится знаком вопросительным (ein Fragezeichen). Разговор, поэтому, должен вестись РІ сфере логики.
Первое возражение. Если отношению приписывается безусловная первичность, то каким образом оно порождает свои термины? «Логика первоначала» отвечает на этот вопрос, но ответ не исчерпывает вопроса. Отношение не онтологично; оно протекает в мышлении и, следовательно, обладает чисто логической природой, по Когену, и познавательной. Но если так, значит оно полагается мыслью, т. е. мысль об отношении первее самого отношения. Можно возразить, что у Когена это одно и то же: одно и то же то, что мыслит, и то, что мыслится. Каким же образом тогда сам он считает бытие продуктом мышления, если это одно и то же. Очевидно, что речь идет о логическом первенстве: мысль, будучи тождественной предмету, порождает-таки предмет, утверждая свой примат. В данном случае пусть порождением мысли будет само отношение, хотя бы как предмет рефлексии самого Когена; ведь мысля проблему отношения и печатая ее «в книгах», он тем самым порождает ее. Но порожденная, она есть уже познавательный результат, и положить ее в основу познания значит описать логический круг.
Второе возражение вытекает непосредственно РёР· первого. Если мысль полагает отношение, то сделать это РѕРЅР° может лишь предположив его термины: член Рё противочлен. Отношение есть всегда отношение между … Приписывая ему изначальность Рё безусловность, СЏ лишаюсь самой возможности мышления Рѕ нем. Лишь наличие терминов (пусть РІ логически скрытом РІРёРґРµ) позволяет РјРЅРµ мыслить его. Классический пример РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ РєСЂСѓРіР° являет нам проблема числа. Число мыслится марбуржцами как чистое отношение; Наторп РІ «Логических основаниях точных наук» выводит само понятие числа РёР· понятия отношения. Рто значит: число порождается отношением, отношение первее числа. Дальнейшая дедукция Сѓ Наторпа выполнена логически мастерски, РЅРѕ парадокс таится РІ самом начале. Отношение РЅРµ может породить число, РёР±Рѕ само РѕРЅРѕ опирается РЅР° число. Любое отношение мыслимо РїСЂРё наличии члена Рё противочлена (как Рё любая мысль), РЅРѕ уже РІ самом этом наличии предположено число (РґРІР° термина отношения), так что, порождая число, отношение само оказывается порожденным числом.[57]
�з этого следует, что понятие отношения не может претендовать на безусловную значимость. Функция, свергнувшая субстанцию, попыталась занять ее место, но безуспешно. Заслуга марбуржцев в том, что они действительно разоблачили старое метафизическое понятие субстанции; но замена одного абсолюта другим (на этот раз математическим) сказалась тяжкими последствиями. Занимая у математики ее метод и возводя его до ранга универсальности, «марбургская школа» самоопределилась как позитивизм, позитивизм высококачественный и стоящий неизмеримо выше всяческих венских и англосаксонских «кружков», но все же позитивизм, тот самый позитивизм, о котором справедливо отозвался Гуссерль, что он «обезглавил философию».[58] Философия, будучи философией науки, тем и отличается от своего объекта, что обладает собственным методом. Метод философии должен быть имманентным научному методу и трансцендентным ему в качестве метаметода; в противном случае исследование становится немыслимым. Но «марбургская школа» транспланирует в логику математический метод; «логика чистого познания» оказывается сконструированной по образцу математики; мы видели уже, что «суждение происхождения» — эта ариаднина нить когеновской теории — является результатом прямого перенесения инфинитезимального метода в сферу логики. Дифференциальное исчисление в логике порождает «логику первоначала», которая — парадоксально сказать! — выглядит в таком освещении математической метафорой, или переносом математической структуры по аналогии. Математика, следовательно, становится сама функцией объяснения и чистого познания; но если так, то объяснение самой математики натыкается на логическую ошибку idem per idem. Странно, с другой стороны, и конструирование логики по образцу одного исторического типа математики, именно: математического анализа. С последним связана когеновская идея «непрерывности», этого «закона мышления». Но наряду с анализом математика выдвигает и аритмологию, меняющую наши представления об универсальности анализа. Кризис «закона непрерывности» стал очевидным к концу XIX века в работах Георга Кантора; одновременно с Кантором и независимо от него кризис этот подчеркивает и крупнейший русский математик Н. В. Бугаев. Не имея возможности пускаться здесь в специальнейшие рассуждения, укажем лишь на некоторые выводы из них. Область аналитических непрерывных функций ограничена функциями прерывными; по Н. В. Бугаеву, сама непрерывность есть лишь частный случай прерывности, где изменение идет через бесконечно-малые промежутки. Таким образом, дифференцирование возможно лишь в пределах непрерывных функций, равно как и интегрирование. Но после теории групп стало ясным, что считать непрерывность основным признаком континуума у нас нет никаких оснований. Теория групп утверждает как раз обратное; если мощность группы непрерывных функций есть С, т. е. мощность континуума, то мощность всех функций есть С; при этом следует учесть, что, согласно доказательству первенства (А ›А) трансфинитных мощностей (А), С ›С, т. е. мощность прерывных функций превосходит непрерывность. Математический анализ оказывается вчерашним днем математики, и в этом смысле универсализация его в системе Когена выглядит в свете утверждения исторического подхода по меньшей мере странно.
Советскими иследователями давно уже отмечен РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ недостаток когеновской логики: «логика чистого познания» РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє логике откровенного агностицизма.[59] Рто замечание справедливо РІ РґРІРѕСЏРєРѕРј смысле. «Логика чистого познания» агностична РЅРµ только РІ плане оторванности РѕС‚ реального объективного (РЅРµ РІ кантовском смысле) бытия, РЅРѕ Рё РІ буквальном значении. РђРіРЅРѕР·РёСЃ есть ведь РЅРµ только отрицание познаваемости, РЅРѕ Рё отрицание самого познания. Р’ этом типичном математическом конструктивизме логических концептов отсутствует РіРЅРѕР·РёСЃ, познание. Предмет познания мыслится здесь как РїСЂРѕРґСѓРєС‚ познания; РЅРѕ если так, то единственным предметом познания должно стать само познание. Р�Р· всех «неокантианцев» РЅР° подобный шаг решился только Рмиль Ласк, попытавшийся проделать над Кантом операцию, аналогичную той, которую сам Кант проделал над Ньютоном. Как возможна логика чистого познания? — очевидно, что уже РѕРґРЅР° постановка этого РІРѕРїСЂРѕСЃР°, приведшая Ласка Рє проблеме СЌРјРїРёСЂРёР·РјР° (категории, как материал), сулила Когену «нечистые» последствия: трансцендентальный метод оказался Р±С‹ эмпирией для какого-то РґСЂСѓРіРѕРіРѕ метода. Короче: логика требует обоснования; логическая рефлексия, погружаясь РІ себя, ищет почвы. Разумеется, РІСЃРµ зависит РѕС‚ степени погружения; для рефлексии, кичливо утверждающей себя РІ массовости ощущений Рё захлопнутой РІ папку «протокольных предложений», РІРѕРїСЂРѕСЃР° РѕР± обосновании РЅРµ может быть; СЂРѕСЃС‚ требовательности РїСЂСЏРјРѕ пропорционален глубине познания. Мысль, реально испытующая эту глубину, наталкивается РЅР° РїРѕСЂРѕРі. Последовательная фронда онтологии Сѓ марбуржцев порождает РєСЂРёР·РёСЃ самой логики. Отказавшись РѕС‚ действительности ощущений, рефлексия должна утвердить собственную действительность. Только это спасет ее РѕС‚ призрачного идеализма. Показать реальность рефлексии — этого РЅРµ сделали марбуржцы; РґРѕР№РґСЏ РґРѕ логоса, Коген РЅРµ дошел РґРѕ онтоса; логика его начинается СЃ меона, Рё, отрицательно начатая, РѕРЅР° несет РЅР° себе печать этого происхождения РІРѕ всем процессе развития, вплоть РґРѕ самоотрицания.
Символически выражаясь, «критическая точка» логики марбуржцев — миг встречи Фауста с «Духом Земли» у Гете. Фаусту кажется, что перед ним его прообраз («Всегда, везде, в извечной смене смертей и рождений»), но Фаусту отвечает Дух: «Du gleichst dem Geist, den du begreifst, — nicht mir!» — «Ты равен духу, которого ты познаешь, — не мне!» Логика «марбургской школы» претендует быть образом духовной культуры и жизни; претензия вполне неоправданная, ибо дух, равный ей, — дух математического естествознания, ставший единственным ориентиром познания.
Математическое естествознание — величайшее достижение культуры: nihil certi habemus in nostra scientia, nisi nostram mathematicam (нет ничего достоверного РІ знании нашем, РєСЂРѕРјРµ нашей математики) — это, цитируемое Когеном, изречение Рнея Сильвия могло Р±С‹ стать исчерпывающим эпиграфом Рє «Логике чистого познания». РњС‹ оставляем РІ стороне мнения самих математиков РЅР° этот счет; достаточно вспомнить расселовское определение математики, как доктрины РІ которой РјС‹ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ знаем РЅРё Рѕ чем РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј, РЅРё того, верно ли то, что РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј, чтобы раз Рё навсегда пошатнуть эту Рё без того уже пошатнувшуюся единственную достоверность РІ нашем знании. РњС‹ обращаем внимание РЅРµ РЅР° сущность (РІРѕРїСЂРѕСЃ этот — особый Рё слишком самостоятельный), Р° РЅР° самый состав ее. Математическое естествознание — плюрализм методов, настолько многочисленных, различных, изменчивых, РїРѕСЂРѕСЋ РІРѕРІСЃРµ непримиримых Рё несхожих, что говорить РѕС‚ его лица РІСЂСЏРґ ли СЂРёСЃРєРЅСѓР» Р±С‹ РІРѕ времена Когена, Р° тем более сейчас, какой-РЅРёР±СѓРґСЊ ученый. Лица-то здесь Рё нет еще; есть отдельные штрихи, черты, части, невообразимое количество РїСЂРѕР±, требующее немедленной систематизации РІ цельность; идея интеграции наук выдвигается РІ наше время философами науки как едва ли РЅРµ самая неотложная. Провозгласить этот огромный РїРѕ масштабам Рё значимости черновик подлинного математического естествознания единственным ориентиром философии — РЅРµ значит ли сделать самое ее черновой, непоправимо обезобразить ее релятивизмом, беспредметностью, культом метода Рё прочими временными издержками черновика? Философия нуждается РІ РёРЅРѕР№ ориентации: РЅРµ РІ ориентации-РЅР°, Р° РІ ориентации-РѕС‚. Математическое естествознание, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, нуждается РІ организации, РІ чистке, РІ осмыслении. Негативное определение математики Сѓ Рассела — слишком выразительный симптом, предостерегающий логику РѕС‚ подражательных красот. РќРµ подражать должно познание, Р° отражать, Рё, отражая негативность, выражать позитивность. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, математическое естествознание, РїСЂРё всей своей культурной значимости, ограничено собственной сферой: это — малый РєСЂСѓРі РІ РєСЂСѓРіРµ большом, вернее сказать, РѕРґРёРЅ РёР· РєСЂСѓРіРѕРІ Рё отнюдь РЅРµ единственный. Р’СЃСЏРєРѕРµ обожествление науки, догматизация ее как верховного жреца культуры более губительны для нее, чем откровенный иррационализм, который, нежась РІ собственной РїРѕ-восточному приправленной лени Рё отрицая науку, РІ конце концов добивается обратного эффекта, стимулируя поневоле интерес Рє научному познанию там, РіРґРµ лень РЅРµ почитается Р·Р° добродетель. Наряду СЃ научным познанием существует целый СЂСЏРґ мощных культурных феноменов, столь же автономных, независимых Рё значимых; отвлечься РѕС‚ РЅРёС… Рё сосредоточиться РЅР° науке — РІСЃРµ равно, что, желая увидеть лицо, отвлечься РѕС‚ всех черт его Рё сосредоточиться исключительно РЅР° РЅРѕСЃРµ. Может быть, ориентация Рё принесет блистательные плоды, РЅРѕ будет РЅРµ лицо, Р° именно РЅРѕСЃ или, РїРѕ счастливому выражению РѕРґРЅРѕРіРѕ литературоведа, РЅРѕ-СЃ, С‚.В Рµ. решительное возражение РЅР° претензию РІ целом. Узреть лицо культуры значит отказать РІ единственности какой-РЅРёР±СѓРґСЊ РѕРґРЅРѕР№ черте Рё признать таковую Р·Р° всеми. Язык, РјРёС„, искусство характеризуют это лицо РЅРµ РІ меньшей степени, чем наука. Кант ограничился РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј Рѕ возможности науки; ему, вероятно, Рё РІ голову РЅРµ приходила правомерность РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ возможности, скажем, мифа. «Марбургская школа» углубилась РІ детали кантовского ограничения: факт науки РѕРЅР° заменила идеей научности. Р’ этом отношении Кассирер оказался реформатором Марбурга; РІ РґСЂСѓРіРёС… РѕРЅ остался учеником его.