НЕМЕЦК�Й РОМАНТ�ЗМ
Необходимо прежде всего уточнить употребление самого термина РІ данном контексте. Обычное представление Рѕ романтизме ограничивает его, как правило, РІ рамках эстетики Рё искусства. РќРѕ реальный смысл этого явления РІРѕРІСЃРµ РЅРµ умещается РІ партикулярных сферах проявления; романтизм — феномен культуры Рё, как таковой, охватывает РІСЃРµ РґРѕРјРёРЅРёРѕРЅС‹ культуры: науку Рё философию РЅРµ РІ меньшей степени, чем искусство. Возникшее РІ Германии Рє концу XVIII века Рё пережившее невиданный расцвет РІ начальных десятилетиях XIX, это явление представлено красочной Рё разнообразнейшей градацией «видов», понять которые РјС‹ можем РЅРµ через школьно-логическое извлечение РёР· РЅРёС… пустого СЂРѕРґРѕРІРѕРіРѕ абстракта, максимально объемного Рё минимально содержательного, РЅРѕ через конкретное вмысливание РІ специфику каждого «вида», являющегося зависимой переменной некоей функции, чья конкретная значимость осуществима РЅРµ РІ СЂРѕРґРµ, Р° РІ СЂСЏРґРµ, данном градацией. Романтизм РІ этом смысле конкретно плюралистичен: можно говорить Рѕ романтическом искусстве, романтической науке, романтическом быте, политике даже. Перечислим СЂСЏРґ основных признаков его: панэстетизм, или примат художественного мировидения над РІСЃСЏРєРёРј иным, органицизм Рё трансформизм, идея РёРіСЂС‹, философия тождества (единства человека Рё РєРѕСЃРјРѕСЃР°), индивидуализм (Фридрих Шлегель, следуя принципу Новалиса Рѕ выражении множества идей РѕРґРЅРёРј ударом, попытался охватить перечисленные признаки РІ РѕРґРЅРѕРј слове: романтизм РѕРЅ квалифицирует как «антиполицейское»). РЎ этой точки зрения романтичны историография Гердера Рё лингвистическая философия Гумбольдта, психология Каруса Рё весь комплекс научных работ Гете: РїРѕ физике, оптике, анатомии, физиологии, зоологии, ботанике, минералогии, метеорологии. РќРµ случайно, что именно СЃ романтизмом связано возникновение наук Р° культуре, то, что Кассирер называет «критикой культуры», Рё именно здесь расширение кантонского критицизма оказалось преодолением кантианства Рё прорывом РІ РјРёСЂ «идей», «абсолютного», «умопостигаемого», Р’СЃРµ, против чего благоразумно предостерегала «трансцендентальная диалектика» Канта, — поступок саисского юноши, нисхождение Рє «Матерям», «буря Рё натиск», — стало плотью Рё РєСЂРѕРІСЊСЋ романтизма: стыдом его зрячих пальцев Рё выпуклою радостью узнавания; РґР°, Рё чудовищными срывами его (В«Eine lusterne Redoutenund Halb-Bordellwirtschaft, die nach und nach noch schlimmer werden wirdВ», СЃ необычайною злобой характеризует Гете некоторых романтиков РІ РїРёСЃСЊРјРµ Рє РЇРєРѕР±Рё), РЅРѕ РЅРµ следует забывать: срывы были срывами СЃ высоты, С‚.В Рµ. было откуда падать. «Высокие башни, — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Кант, — РІРѕРєСЂСѓРі которых шумит ветер… РЅРµ для меня».[19] Достаточно сравнить СЃ этим «сильным изречением Канта», как охарактеризовал его Наторп, последнюю сцену ибсеновского «Строителя Сольнеса» или упоительно-самоубийственный призыв автора «Веселой науки» строить РіРѕСЂРѕРґР° Сѓ Везувия, чтобы сполна осознать Рё прочувствовать контраст ситуации. Несомненно, что РІ становлении кассиреровской мысли, ставшей ареной столкновения РѕР±РѕРёС… полюсов, Канту удалось РІ значительной мере остудить романтический радикализм — Кассирера никак нельзя назвать романтиком; РѕРЅ слишком осторожен, осмотрителен Рё систематичен для этого. РќРѕ несомненно Рё РґСЂСѓРіРѕРµ: побежденный романтизм оставил РІ нем достаточно глубокие следы, Рё здание кантовского критицизма раздалось РІ «Философии символических форм» СЂСЏРґРѕРј непоправимых трещин, продувающих «шумным ветром» запретных высот. Четыре основополагающих принципа проникли СЃРєРІРѕР·СЊ эти трещины РІ «неокантианство» Кассирера, четыре «ереси», легшие РІ основание его Рё подтачивающие весь кантианский экстерьер. Рто, РІРѕ-первых, смещение акцента СЃ факта математического естествознания как единственного Рё незыблемого ориентира наших знаний Рѕ РјРёСЂРµ. Здесь Кассирер изменяет РЅРµ только Канту, превратившему философию РІ философию только науки (Рё тем самым спровоцировавшему властный СЂРѕСЃС‚ будущего «сциентизма»), РЅРѕ Рё своему «марбургскому» прошлому. Наука РІРѕРІСЃРµ РЅРµ единственна; наряду СЃ наукой как феноменом культуры существует целый СЂСЏРґ РґСЂСѓРіРёС… феноменов, столь же самостоятельных, независимых Рё правомерных: язык, РјРёС„, религия, искусство определяют культуру РЅРµ РІ меньшей степени, чем наука, Рё философии должно РІ равной мере ориентироваться Рё РЅР° РЅРёС…, С‚.В Рµ. перестать быть «служанкой науки» Рё стать «служанкой культуры». Р’Рѕ-вторых, это чисто романтическая идея «органической формы», противопоставленная еще СЃРѕ времен Гердера «рефлективной форме» рационализма. Фридрих Шлегель был первым, кто СЃРѕ всей определенностью ввел это понятие РІ лингвистику (РІ сочинении 1808 РіРѕРґР° В«Uber die Sprache und Weisheit der IndierВ»). Язык, понятый как организм, — типично романтическая концепция, открывшая новые перспективы РІ лингвистике Рё существенно обусловившая становление современного языкознания, — Кассирер специально предупреждает против понимания этой концепции как образной Рё поэтическиметафорической (1.96). Понятие организма РІ философии романтизма служит выражением РЅРµ отдельных природных явлений, Р° всеобщего спекулятивного принципа, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ средоточия, стягивающего самые различные проблемы. Уже Сѓ Канта РІ «Критике способности суждения» это понятие играет роль «среднего термина», соединяющего разъятые члены системы; антиномически противопоставленные РјРёСЂС‹ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹, бытия Рё долженствования, «чистого» Рё «практического» разума как Р±С‹ примиряются РІ регулятивной идее организма. Рта идея становится РІ «Натурфилософии» Рё «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинга конститутивным принципом объяснения РјРёСЂР°. Р�менно идея органического, РїРѕ Шеллингу, дает человеку предчувствие единства его собственной сущности, РІ которой идентифицируются созерцание Рё понятие, форма Рё предмет, идеальное Рё реальное. Наконец, наиболее пышные плоды этой идеи являет нам гетевское учение Рѕ метаморфозе. РњС‹ СѓРІРёРґРёРј еще, какую роль играет понятие «органической формы» РІ символизме Кассирера. Третий принцип, легший РІ основание «Философии символических форм», — отрицаемое Кантом Рё утверждаемое романтизмом «интеллектуальное созерцание». Упомянутый уже нами § 77 «Критики способности суждения» стал для романтиков ариадниной нитью, выводящей знание РёР· лабиринта феноменализма Рё агностицизма Рє «умному месту» светлых восторгов РіРЅРѕР·РёСЃР° сущности. Кант СЂРѕР±РєРѕ оговаривает возможностъ зрячего СѓРјР°; Шеллинг РїСЂСЏРјРѕ-таки СЃ лютеровской задорностью возвещает его действительность. «Природа, — заявляет Шеллинг, — тем понятнее РіРѕРІРѕСЂРёС‚ нам, чем меньше РјС‹ мыслим Рѕ ней, просто рефлексируя».[20] РџРѕ Канту, РјС‹ именно мыслим Рѕ ней; философия Платона потому Рё кажется Канту «мечтательной», что обладает доблестью зрения; «эйдос» Платона — РІРёРґ, зрак; точный смысл слова В«ideaВ» — В«videoВ»; кантовская «идеология», занавешивающая РјРёСЂ идей плотной рогожой близорукого СѓРјР° Рё отводящая «видению» нищенскую роль чувственного «глазения», опровергается уже простой справкой РёР· греческого словаря. Любопытно, что даже чисто логическая теория понятия Сѓ Кассирера зиждется РЅР° эйдетике РЅРµ РІ меньшей степени, чем РЅР° логике (Рё это еще РѕРґРЅРѕ свидетельство «реванша» побежденного романтизма). Наконец, РІ-четвертых, следует отметить принцип тождества бытия Рё мышления, который, СѓС…РѕРґСЏ РєРѕСЂРЅСЏРјРё РІ философию Парменида, пышно расцвел именно Сѓ романтиков. Немыслимость этого принципа РІ пределах кантовской критики познания бесспорна; СЃ него, собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, Рё начинается полемика Фихте СЃ Кантом, приведшая Рє квалификациям типа В«DreiviertelkopfВ» Рё Рє дальнейшим попыткам Когена гегельянизировать кантианство Рё кантианизировать гегельянство. Кассиреру Рё РІ этом случае пришлось приложить максимум усилий, чтобы совместить несовместимое; антиномию Кант-Гегель РѕРЅ силится свести Рє синтезу, РЅРµ РІРёРґСЏ или РЅРµ желая видеть, что сама возможность синтеза РІ этой антиномии чревата для Канта «снятием» Рё что попытки такого СЂРѕРґР° были заблаговременно заклеймены кенигсбергским философом позорным штампом шарлатанства.
Линия РѕС‚ романтизма РґРѕ платонизма — ретроспективная цепь истоков Рё предпосылок «Философии символических форм». Следовало Р±С‹ РІ этой СЃРІСЏР·Рё упомянуть еще имена Р’РёРєРѕ Рё Лейбница; идеи первого оказали СЏРІРЅРѕРµ влияние РЅР° кассиреровские концепции языка Рё мифа; второй, которому Кассирер еще РІ молодости посвятил большую работу[21] Рё философские произведения которого РѕРЅ издал РІ трех томах, оставил неизгладимый след как РЅР° общей методологической базе «Философии символических форм», так Рё РЅР° «феноменологии познания» ее (особенно научного познания). Нам остается теперь рассмотреть проспективную линию: цепь истоков Рё предпосылок РѕС‚ Канта РІ современность. Следует уже здесь оговориться: задача наша РЅРµ РІ том, чтобы фиксировать каждое звено РІ цепи этих истоков. Естественно, что регистрация всех звеньев Рё немыслима, Рё невозможна. Если РІ процессе чтения исследователь настроит СЃРІРѕРµ внимание исключительно РЅР° выискивание ассоциаций Рё аналогий, эта занимательная «охота», РїСЂРё всех сулимых ею сюрпризах Рё находках, может оказаться губительной РЅРµ только для автора, РЅРѕ Рё РІ первую очередь для самого исследователя. Так, например, анализируя кассиреровскую теорию понятия Рё встречаясь СЃ утверждением, что СЌРјРїРёСЂРёРє, говорящий Рѕ своем незнании абсолютно точной РїСЂСЏРјРѕР№ Рё С‚.В Рї., признает тем самым наличие разных степеней точности Рё, стало быть, предполагает сравнение СЃ точной идеей, основная функция которой подтверждается таким образом вполне, СЏ РјРѕРіСѓ показать, что максимальное применение этого типично математического аргумента РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚ РЅРµ только Рє доказательству всесовершенного существа Клеанфом Сѓ Секста РРјРїРёСЂРёРєР° (Adv. Math., IX, 88), РЅРѕ Рё Рє анализу итальянского языка РІ РҐVI-Р№ главе 1-Р№ РєРЅРёРіРё трактата Данте «О народном красноречии». Спрашивается: что дала Р±С‹ РјРЅРµ, как исследователю, фиксация этой СЃРІСЏР·Рё? Дело идет, стало быть, РЅРµ РѕР± историко-философском крохоборстве (кто Р±С‹, Р·Р° исключением Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёС… логиков Рё, пожалуй, досократиков, выдержал этот экзамен РЅР° оригинальность?), РЅРѕ Рѕ подчеркивании СЂСЏРґР° основополагающих аналогий. Перечень «влияний» (занятие едва ли РЅРµ сомнительное) должен носить РЅРµ обзорный, Р° проблемный характер. Р’ первом случае добросовестное исследование рискует распухнуть РІ справочник, РіРґРµ фигурировала Р±С‹ вереница имен: РѕС‚ математика Дедекинда Рё драматурга Ведекинда РґРѕ РѕР±РѕРёС… Менандров, комедиографа Рё ретора. Р’Рѕ втором случае «влияния» должны помочь более рельефному Рё контрастному осмыслению предмета исследования. Поэтому, обращаясь Рє проспективной линии истоков Рё предпосылок философии Кассирера, РјС‹ вынуждены, опустив СЂСЏРґ имен, ограничиться тремя мыслителями, донельзя противоположными Рё несхожими Рё, может быть, именно вследствие этого особенно «влиятельными». Речь идет Рѕ Гегеле, Гуссерле Рё Шелере.