ШКОЛА РљРМБРР�ДЖА
Английскому платонизму Кассирером посвящено специальное исследование.[18] РњС‹ останавливаемся РЅР° нем лишь потому, что РѕРЅ оказался вехой, соединяющей «Философию символических форм» РІ ее неоплатонических истоках СЃ философией немецкого романтизма. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ понятие этого направления, «эстетико-метафизическое», РїРѕ характеристике Кассирера, понятие «внутренней формы», восходящее Рє Плотину Рё играющее столь значительную роль РІ романтических теориях, должно быть отмечено здесь РІ первую очередь. Школа РљСЌРјР±СЂРёРґР¶Р°, возникшая РЅР° рубеже XVII Рё XVIII веков, определилась внешне как оппозиция эмпирической психологии, сводящей мыслительные процессы Рє чувственным факторам. Р’ центре её внимания оказалась форма этих процессов, мыслимая РІ своей изначальной Рё неразложимой цельности; систематически-философское исследование этой «формы» составляет средоточие воззрений Кэдворта Рё его последователей; Кассирер отмечает, РІ частности, Шефтсбери, давшего, РїРѕ его мнению, совершенное литературное изложение этих воззрений. Суть РєСЌРјР±СЂРёРґР¶СЃРєРѕРіРѕ платонизма вкратце может быть передана следующим образом. Р’СЃСЏРєРѕРµ внешнее оформление чувственно-данного зиждется РЅР° определенных внутренних мерах (interior numbers), РёР±Рѕ форма РЅРµ может порождаться веществом; РѕРЅР° есть несотворенное Рё непреходящее, чисто идеальное единство, придающее множеству, РІ самом РјРёРіРµ сотворения СЃ РЅРёРј, его цельность Рё образ. Р�менно эти внутренние Рё духовные меры Рё РІРѕРІСЃРµ РЅРµ случайное существование Рё случайную сотворенность эмпирических веществ изображает РІ своем творчестве каждый подлинный С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє, являясь тем самым как Р±С‹ вторым творцом. РҐСѓРґРѕР¶РЅРёРє уподобляется здесь самой РїСЂРёСЂРѕРґРµ; ему открывается та «внутренняя форма», которая присуща РЅРµ только природным телам, РЅРѕ Рё человеческому сознанию, «внутренняя форма», чей РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ закон гласит: РІСЃСЏРєРѕРµ бытие получает целостную форму РЅРµ РѕС‚ частей, РЅРѕ как оформленная цельность РѕРЅРѕ суще Рё действенно РґРѕ всяческих частей. РџРѕ Шефтсбери, каждый РёР· нас способен непосредственно постичь РІ собственном «я» индивидуальный принцип формы, оказывающийся собственным «гением», индивидуальные проявления которого РїСЂРё всем РёС… различии РІСЃРµ-таки остаются тождественными РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ РІ плане некоей формообразующей власти, могущей быть обозначенной как «гений вселенной». Рто воззрение нашло характерное преломление РІ РєРЅРёРіРµ Гарриса «Гермес, или философское исследование универсальной грамматики» (1751), применяющей метафизику Кэдворта Рє проблемам философии языка. Гаррис выдвигает идею грамматики, отвлеченной РѕС‚ идиоматики различных языков Рё сосредоточенной РЅР° универсальных принципах, идентичных для всех языков; философским стержнем исследования является провозглашение примата чистых интеллигибельных форм над чувственными формами. РљРЅРёРіР° Гарриса оказала РїСЂСЏРјРѕРµ воздействие РЅР° становление мысли Сѓ Гамана, Гердера, Гумбольдта; инспирации ее, одухотворившие философию романтизма, простираются Рё РІ XX век, импульсируя 4-Рµ исследование 2-РіРѕ тома гуссерлевских «Логических исследований», гештальтпсихологию Рё «Философию символических форм». РќРµ исключено, что генетически мысль Кассирера РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚ Рє платоновской философии через соединительные звенья: философия романтизма — Гаррис — Шефтсбери — РљСЌРґРІРѕСЂС‚ — РџСЂРѕРєР» — Плотин. Нам остается рассмотреть еще первое звено РІ этой цепи.