ПРЕД�СЛОВ�Е
Тема настоящей работы распадается на две части. Задача первой из них сводится к критическому анализу «Философии символических форм»; этот анализ предваряется в свою очередь исследованием «истоков и предпосылок» кассиреровской философии как таковой, «марбургского периода» ее и по возможности достаточной экспозицией проблемы символа, частным феноменологическим модификациям которой посвящен трехтомный труд философа. В изложении мыслей Кассирера мы в максимальной степени придерживались текста оригинала, предпочитая методу фрагментарного и произвольного цитирования метод подробнейшего и интерпретирующего изложения. Вторая часть (две последние главы) представляет собою самостоятельную положительную попытку прояснения проблемы символа и проблемы культуры. Автор не будет возражать, если основной темой работы сочтут анализ именно «Философии символических форм» (как, впрочем, это явствует из самого названия настоящей книги).
Философия Кассирера достаточно сложна, солидна, актуальна и мало разработана в нашей литературе, чтобы самодостаточное и подробное исследование ее было правомерным, оправданным и — смеем мы сказать — необходимым. Но со всем этим автору хотелось бы предложить свой ракурс прочтения, вовсе не навязывая его и нисколько не оспаривая вышеуказанный. Основной темой исследования является (для автора) именно проблема философии культуры. Кассирер выглядит в таком ракурсе скорее предлогом, поводом, парадигмой к прорыву в подлинное существо проблемы.
Блуждая РїРѕ пространному лабиринту «символических форм», автор — Рё РґР° будет позволено ему СѓР¶Рµ здесь выразиться символически, предваряя СЃРІРѕРµ понимание проблемы, — больше всего смотрел РЅР° кассиреровскую концепцию Рё меньше всего видел ее, желая видеть РґСЂСѓРіРѕРµ. Р�ли иначе: всматриваясь РІ «Философию символических форм», РѕРЅ глядел СЃРєРІРѕР·СЊ нее, С‚.В Рµ. поступал как раз вопреки основополагающей тенденции самого Кассирера, остающегося здесь РїРѕРґ властью кантианского запрета РЅР° сущность. Рто «сквозь» наличествует РІРѕ всем тексте исследования; концентрат его — последние РґРІРµ главы (last, but not least). Пострадал ли вследствие такого «антиструктуралистского» метода историко-философский анализ — судить РЅРµ автору; РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае РѕРЅ попытался выполнить эту РґРІРѕСЏРєСѓСЋ задачу, твердо памятуя, что бытовая значимость пословицы Рѕ «погоне Р·Р° РґРІСѓРјСЏ зайцами» РІРѕРІСЃРµ РЅРµ распространяется РЅР° сферу философии, РіРґРµ, как ему кажется, значимо как раз обратное.