Ч�СЛО В ПОЗНАН��
Научное понятие числа Кассирер связывает с универсальной системой порядковых знаков, подчиненных общеобязательному принципу и не ограниченных ничем внешним; никакая множественность «вещей», значимая для чувственного восприятия или созерцательного представления, не может уже быть масштабом для образования порядковых знаков, которые имеют чисто идеальный характер и связаны, по слову Лейбница, не с действительным, а с возможным. Лингвистический анализ показал все трудности и препятствия этого пути; число здесь поначалу лишено чисто «абстрактного» смысла и сращено с исчисляемым, так что признаки предметов определяют различные числительные. Математическое понятие числа, по Кассиреру, тем и отличается от лингвистического числительного, что выпутывается из уз этой сращенности, преодолевая гетерогенность мысли, пронизанной многообразием объектов, и проникая в гомогенность, в род и эйдос числа как такового. Чистая форма отношения отличается здесь от всего, что может вступить в нее; образуется качественная и количественная бесконечность числа: первая в силу независимости принципа, построяющего ряд, от содержания ряда, вторая — в силу приложимости операции извлечения чисел к каждому отдельному числу. Кассирер вспоминает в этой связи Лейбница, назвавшего число метафизической фигурой, а арифметику — своего рода статикой универсума, исследующей силы вещей, и Платона, считавшего пространство изначальной формой всего материального бытия, поскольку последнее есть лишь определение общей формы пространства. Такова, по его мысли, природа и числа.
Современная математика постигла логическую универсальность чистого понятия числа и воздвигла на нем систему анализа. В работах Кантора и Дедекинда, Фреге и Рассела, Пеано и Гильберта это тенденция приняла четкую методическую направленность. Еще Гельмгольц пытался осилить дедукцию понятия числа эмпирическими средствами, но эмпиризм оказался здесь совершенно бессильным. Кассирер отмечает классическую аргументацию Фреге против Милля; «количество», по Фреге, есть свойство не вещи, а понятия: четыре лошади, впряженные в карету кайзера, говорит Фреге, мыслимы лишь в приложении числа четыре к понятию «лошади». Дедекинд в выведении иррациональных чисел также признает чисто мысленную природу числа; все учение Рассела о принципах математики предпосылает понятию числа чисто «логические константы». Даже математический «интуиционизм», отвергающий формалистику и логистику и производящий число из «праинтуиции», строго отличает последнюю от созерцания эмпирических объектов; обоснование математики у Брауэра исходит из полагания основного отношения, порождающего понятие порядка и понятие числа.
Р�РЅСѓСЋ картину, РїРѕ Кассиреру, являет развитие проблемы числа РІ философии Рё критике познания. Кант определял число как чистую схему величины (последняя — понятие рассудка); РІ «Критике чистого разума» число обусловливается временем. Наторп РІ «Логических основаниях точных наук» перевертывает это положение; число, РїРѕ Наторпу, РЅРµ только образование чистого мышления, РЅРѕ Рё прототип Рё первоначало его. Против Наторпа выступил Риккерт, согласно которому число РЅРµ только РЅРµ подлежит сфере логики, РЅРѕ Рё являет СЃРѕР±РѕСЋ образец «алогического», РёР±Рѕ даже такое элементарное положение, как 1 = 1, предполагает уже наличие интуитивного Рё алогического момента. Кассирер пытается отклонить критику Риккерта; последняя, считает РѕРЅ, связана РЅРµ столько СЃ риккертовским пониманием числа, сколько СЃ риккертовским пониманием «логоса». Ведь Рё Риккерт утверждает независимость числа РѕС‚ опыта, его «априорность» Рё «идеальность»; стало быть, «алогичность» означает РЅР° его языке РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как отличие предмета «число» РѕС‚ собственно логического предмета, конституируемого понятиями «тождества» Рё «различия». Отмеченные понятия образуют логический РјРёРЅРёРјСѓРј, без которого немыслима никакая предметность, РЅРѕ этого РјРёРЅРёРјСѓРјР°, РїРѕ Риккерту, РІРѕРІСЃРµ недостаточно для построения понятий нумерической «единицы», «количества» Рё «числового ряда». Математическое «рацио», заключает отсюда Риккерт, РЅРµ совпадает СЃ логическим «рацио». РќРѕ следует ли РёР· этого, возражает Кассирер, что число «алогично» Рё, стало быть, чуждо мышлению? В«Р� логический идеализм далек РѕС‚ того, чтобы утверждать простое совпадение числа СЃ «логическим»; скорее РѕРЅ рассматривает число как детерминацию именно этого логического» (3.404). Если же понимать логическое РІ смысле Риккерта Рё принимать тождество Рё различие Р·Р° единственные, РІ строгом смысле, «логические» категории, то внеположность математики оказывается несомненной. РќРѕ, переводя СЃРїРѕСЂ РЅР° язык современной логики исчислений, можно сказать, что тождество Рё различие суть симметричные отношения, тогда как для построения числа необходимо асимметричное отношение (Рассел). Понятие «логической формы» мыслится Кассирером гораздо шире: РѕРЅРѕ есть выражение способности отношения как таковой Рё включает РІ себя, РІ качестве частных случаев, РІСЃРµ типы отношения — «транзитивные» Рё «интратранзитивные», симметричные, несимметричные Рё асимметричные, так что наличие числа РІ этой универсальной системе РЅРµ может быть оспорено Рё, более того, должно быть признано Р·Р° краеугольный камень ее. Ведь если число представляет схему РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё выстраивания РІ СЂСЏРґ, то мышление, как СЃРєРѕСЂРѕ РѕРЅРѕ мыслит содержание бытия упорядоченным, СЃ необходимостью опирается РЅР° число. «Здесь, — подчеркивает Кассирер, — РѕРЅРѕ обладает основополагающим средством своей «ориентировки», как Р±С‹ идеальной РѕСЃСЊСЋ, РІРѕРєСЂСѓРі которой РѕРЅРѕ вращает РјРёСЂВ» (3.406). РќР° этой интуиции покоится пифагорейская первоначальная идентификация числа Рё бытия Рё более позднее уточнение этой мысли, РіРґРµ число объявляется «истиной бытия». Лейбниц РІ своей ранней философской концепции РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· наброска универсальной арифметики, расширяя ее впоследствии РґРѕ общей комбинаторики, которая имеет дело уже РЅРµ только СЃ числами как таковыми, РЅРѕ простирается Рё РІ совершенно иные области, Рє примеру, РЅР° точки — таков знаменитый Analysis situs Лейбница. Р� СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны РїСЂСЏРјРѕ пророческой называет Кассирер дневниковую запись 22-летнего Декарта РѕР± интеграции наук, образующих доселе агрегат, РІ «цепь» строго расчлененных Рё взаимосвязанных дисциплин — мысль, легшая РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ принципиального обоснования арифметики Сѓ Дедекинда. РџРѕ Декарту, арифметика Рё геометрия, статика Рё механика, астрономия Рё музыка, РїСЂРё всем РІРёРґРёРјРѕРј различии РёС… объектов, суть разнообразные выражения одинаковой формы познания, составляющей предмет общего наукоучения, Mathesis universalis, Рё простирающейся РЅР° РІСЃРµ, что определено «порядком Рё мерой». Таким образом, «предмет» математики РІСЃРµ больше Рё больше очерчивается контурами понятия РїРѕСЂСЏРґРєР°. Лейбниц РїСЂСЏРјРѕ требует соответствия между РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј мыслимого Рё РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј знаков; каждая умственная операция должна выражаться РІ аналогичной знаковой операции Рё выверяться правилами СЃРІСЏР·Рё знаков; это значит, что математические предметы суть чистые формы отношения. Определением комбинаторики как науки Рѕ родовых качествах, РіРґРµ качество отождествляется СЃ формою, Лейбниц положил начало РЅРѕРІРѕР№ математике, принципиально расширяющей первоначальную «классическую» область количества Рё величины. Современная математика, подчеркивает Кассирер, являет СЂСЏРґ дисциплин, начисто лишенных понятия экстенсивных «величин». Так, РІ геометрии, наряду СЃ «метрической» геометрией, существует Рё проективная — автономное образование, РЅРµ нуждающееся для своего построения РІ отношении специальных величин. Аналогично обстоит дело Рё РІ Analysis situs. РќРѕ даже РІ области арифметики понятие величины выявляет уже РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ узость; теория перестановок РЅРµ только отделяется РѕС‚ элементарноарифметических теорий числа, РЅРѕ Рё РІ строгом смысле порождает последние. Р� отсюда, РёР· исследований РіСЂСѓРїРї буквенных перестановок, развивается общее понятие РіСЂСѓРїРїС‹ операций, вырастающее РІ РЅРѕРІСѓСЋ дисциплину теории РіСЂСѓРїРї, РЅР° основании которой Феликс Клейн осуществляет реформацию геометрии. Геометрия мыслится теперь как специальный случай теории инвариантов, РёР±Рѕ взаимосвязь различных геометрий объясняется здесь тем, что каждая РёР· РЅРёС… рассматривает определенные свойства пространственных образований, являющихся инвариантными РїРѕ отношению Рє СЂСЏРґСѓ трансформаций; различие РёС… сводится Рє факту наличия особых РіСЂСѓРїРї трансформаций, характеризующих каждую РёР· РЅРёС…. Критико-познавательный анализ позволяет Кассиреру установить внутреннюю методическую СЃРІСЏР·СЊ между понятием числа Рё понятием РіСЂСѓРїРїС‹. Последнее, РїРѕ сути дела, рассматривает РЅР° более высокой ступени ту же проблему, что Рё первое. Ведь образование натурального СЂСЏРґР° чисел началось СЃ фиксации первого «элемента» Рё СЃ указания правила порождения новых элементов через повторное применение. Р СЏРґ потому Рё замыкается РІ единую целостность, что каждое сочетание элементов определяет РІ СЃРІРѕСЋ очередь РЅРѕРІРѕРµ «число». РџСЂРё образовании «суммы», «разности» или «произведения» РґРІСѓС… чисел Р° Рё РІ величины Р° + РІ, Р° — РІ, а·в РЅРµ выпадают РёР· РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ СЂСЏРґР°, РЅРѕ принадлежат ему как определенные места либо, РїРѕ крайней мере, относятся Рє местам РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ СЂСЏРґР°; СЃРІСЏР·СЊ арифметических операций, РІ конечном счете, СЃРЅРѕРІР° РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє арифметическим элементам. Рта точка зрения доведена РІ теории РіСЂСѓРїРї РґРѕ строгой всеобщности, РёР±Рѕ РІ ней вообще устранен дуализм «элемента» Рё «операции» через превращение самой операции РІ элемент. Совокупность операций образует РіСЂСѓРїРїСѓ РІ том случае, если РґРІРµ трансформации, последовательно осуществляемые нами, РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє результату, который достижим Рё через РѕРґРЅСѓ принадлежащую Рє совокупности операцию; «группа», поэтому, есть РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как точное выражение системы операций, Р° теория РіСЂСѓРїРї СЃ логической точки зрения характеризуется Кассирером как РЅРѕРІРѕРµ «измерение» арифметики: РѕРЅР° есть арифметика РЅРµ чисел, Р° форм, отношений Рё операций. Слова Кеплера Рѕ числе, как «духовном оке», через которое РјС‹ Р·СЂРёРј действительность, вполне приложимы Рё Рє теории РіСЂСѓРїРї, этому блистательнейшему примеру чисто интеллектуальной математики (РїРѕ определению Германа Вейля). Р�менно СЃ помощью понятия РіСЂСѓРїРїС‹ удалось РњРёРЅРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ привести проблематику специальной теории относительности Рє чисто математической форме Рё осветить ее РІ совершенно РЅРѕРІРѕРј ракурсе. Попытка определения места числа РІ общей системе математики РЅР° основании вышеприведенных фактов РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Кассирера Рє выделению РґРІСѓС… моментов РІ историческом развитии проблемы. Уже РІ пифагорействе, наряду СЃ формулой отождествления числа Рё бытия, есть Рё другая формула, согласно которой бытие «подражает» числу Рё причастно РІ этом смысле Рє нему (Кассирер РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ фрагмент Филолая, гласящий Рѕ том, что РІСЃРµ познаваемое имеет СЃРІРѕРµ число). Рта полярность тождества Рё различия, РїРѕ Кассиреру, претворена РІ современной математике РІ чистую корреляцию. Предметная сфера математики РЅРµ СЃРІРѕРґРёРјР° Рє числу РІ количественном аспекте), РЅРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, математика всегда ориентирована РЅР° число Рё форму его РїРѕСЂСЏРґРєР°. «Путь, уводящий РѕС‚ числа, непрестанно РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє нему. Следует охватить РѕР±Рµ тенденции, дабы узреть идеальную структуру современной математики» (3.412). Вторая тенденция доминирует РІРѕ всем С…РѕРґРµ развития математики СЃ начала прошлого столетия. Гаусс назвал арифметику царицей математики; эта метафора выросла РІ реальный проект «арифметизации математики», выдвинутый Клейном. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, доказательство непротиворечивости геометрии Гильберт свел Рє однозначному отражению элементов Рё положений геометрии РІ чисто арифметическом многообразии, РіРґРµ арифметика гарантирует геометрию. РџРѕСЂСЏРґРѕРє числа мыслится здесь как последний фундаментальный слой «аксиоматического мышления». РќРѕ это число, которое определяет специфическое своеобразие современной математики, является, РїРѕ Кассиреру, уже РЅРµ только содержанием мысли, РЅРѕ Рё типом мысли, или чистой символической формой.